Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №7 (79) июль 2009
На карту

Обход [Дома квартала]


Все, на что стоит обратить внимание: от остатков конструктивистских сооружений начала ХХ века до постмодернистских деталей новых домов.

Строительство Крестовского жилмассива ДЛН. 1932 год


Стадион «Динамо»

По сравнению с минималистической жилой застройкой острова спорткомплекс, сооружение которого началось в те же годы (рубеж 1920-х и 1930-х), представляет несравнимо больший художественный интерес. Он, впрочем, был изначально возведен лишь наполовину, да и в дальнейшем его по стоянно реконструировали. Сначала в классическом стиле перестроили протянувшийся вдоль безымянного проезда в сторону Малой Невки тир, потом, уже после войны, создали парадный вход со стороны Спортивной улицы – еще один клон пропилей Смольного, которые так любили цитировать в парках культуры и на стадионах. В 1960-е под руководством архитектора Сергея Евдокимова провели комплексную реконструкцию, фактически построив заново восточные трибуны и уникальное круглое сооружение, так называемый ресторан-грелку (греться полагалось зимой в перерывах между соревнованиями).

Стадион «Динамо»


Евдокимова круглая форма сооружения вдохновила на возведение в Нижнем парке Петергофа похожего ресторана, снесенного в 1990-е. Тогда же исчезло еще одно аналогичное здание – на Большом проспекте Петроградской стороны, 48. Вот и ресторан стадиона «Динамо» может в скором времени пропасть без следа. По существу, от конструктивистского проекта осталась только северная оконечность тира на углу Крестовского проспекта, эффектное здание динамичной закругленной формы. Ну и, конечно, общий замысел: открытая планировка, предполагающая стирание грани между спортсменом и зрителем, – стадион для всех, центр здоровья, а не зрелищ. В таком стиле в городе было возведено несколько стадионов. Тем не менее традиционная замкнутая арена, к которой в Ленинграде вернулись уже в 1930-е, осталась наиболее распространенным типом спортивного сооружения и в России, и во всем остальном мире.

Прообразом всех круглых стеклянных зданий служил ресторан, возведенный в Дессау в 1929 году Карлом Фигером, учеником Вальтера Гропиуса


  


Крестовский проспект, 13

В начале 2000-х годов, когда на острове еще преобладала старорежимная застройка, этот «первенец новейшего домостроения» служил мостом между суровыми формами соседнего Крестовского жилмассива и оригинальными корпусами стадиона «Динамо». Теперь кажется, что дух утраченного наследия 1920-х словно переселился в это здание, спроектированное архитектором Александром Шендеровичем в виде нескольких секций-квартир. Наверное, автор собрал вместе рассыпанные Рянгиным где-то в этих краях коттеджи, сумев найти равновесие между индивидуальным и коллективным. А кроме того, дополнил простоту конструктивизма легкой постмодернистской игрой.

Проходная больницы имени Свердлова


Проходные больницы имени Свердлова

Депутатская улица, проспект Динамо В 1970-е целый квартал на острове был отдан под громоздкое здание самой престижной городской больницы. На ее территорию попали даже два особняка начала XX века, а вот простым гражданам редко доводилось бывать здесь. Они видели только ограду и две проходные, весьма интересные в своем роде сооружения. В этих постройках позднесоветской эпохи, как и в некоторых других малых формах архитектуры, не пораженных настолько вирусом типового массового строительства, удавалось порой воплотить смелые идеи или, по крайней мере, уйти от убожества жилых домов. Облик этих скромных павильонов – дань уважения одному из крупнейших мастеров архитектуры XX века, американцу Фрэнку Ллойду Райту, узнаваемой манере которого – акцентированию горизонтальных мотивов – довольно легко подражать. Почему-то в Советском Союзе очень часто именно проходные (и вообще всевозможные КПП, включая старое здание таможни на популярной теперь дороге в Финляндию) делали «под Райта». То есть с мощным козырьком, опирающимся на хрупкое остекление единственного этажа. Очень похожую проходную другой больницы можно видеть в центре города – на Кронверкской набережной, 5.

Учебно-гребная база Ольгина улица, 8

Для многих индивидуальных проектов брежневской эпохи можно без труда подыскать зарубежный прототип. Райт, Корбюзье, Мис ван дер Роэ, никогда не работавшие в Ленинграде, на самом деле зримо присутствуют в городе благодаря многочисленным копиям и цитатам. Искать такие парафразы где-нибудь в новостройках – настоящее удовольствие для знатока. Но есть и особо сложные случаи.
  

Учебно-гребная база Морского технического университета


В их числе это незаурядное здание, выходящее на берег Крестовки и заметное только с Каменного острова, точнее, с безымянного островка посреди неширокой протоки. Что имел в виду его автор? Обобщенный образ особняков эпохи модерн, средоточием которых в Петербурге является именно Каменный? Стоит вспомнить о всеобщем увлечении такой архитектурой как раз в брежневскую эпоху. С другой стороны, трудно отделаться от восточных ассоциаций: есть в высокой крыше постройки нечто неуловимо японское. Речь скорее не о традиционной архитектуре Японии, а о ее передаче современными зодчими этой страны. Архитектурные журналы, которыми пользовались наши строители в те годы, изобиловали примерами оригинальных японских построек 1960–1970-х годов. В том числе и работами Кисе Курокавы, подлинное творение которого – новый стадион «Зенита» – в скором времени может украсить другой конец Крестовского острова.

Восточный фасад дворца Белосельских-Белозерских. 1915 год. Фото Якова Штейнберга


Дворец-дача Белосельских-Белозерских

Был перестроен в 1847–1848 годах архитектором Андреем Штакеншнейдером из охотничьего замка Кирилла Разумовского для новых владельцев острова, князей Белосельских-Белозерских. Звездообразной формой, кариатидами, изогнутой крышей новый дворец был похож и на городской дом князей на углу Невского и Фонтанки, также спроектированный Штакен шнейдером, и на павильон Катальной горки в Ораниенбауме. В 1942 году в здание попал снаряд, и после войны его разобрали. Недавно нынешние хозяева участка построили дворец заново и планируют открыть там апартамент-отель.
  

Судьи традиционной гребной гонки по Малой Невке, от Каменноостровского до Крестовского моста. База «Красное знамя». 1932 год






Журнал Хроника Надзиратель
№7 (79) июль 2009