Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №8 (80) август 2009
На карту

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ: О ВОДНЫХ ЗАБАВАХ


Модный яхтинг

Знаменитый Золотой пляж в Териоки был средоточием дачной жизни: тут заводили романы, давали обеды в зале казино и, конечно, наблюдали за парусными гонками. Водный спорт был самым модным развлечением в начале XX века.

В
пособии, выпущенном в 1940 году в Советском Союзе, утверждалось: «Сложная, разнообразная обстановка парусного спорта, необходимость бороться со стихийными силами и подчинять их себе вырабатывают у спортсмена-парусника, кроме физических, также и ценные морально-волевые качества». Эту старую истину мы сегодня открываем заново. Обитая на берегу моря, жители Петербурга, в отличие от соседей по заливу – финнов и шведов, являются в большинстве своем сухопутными существами. На пятимиллионный город с пригородами едва наберется десяток яхт-клубов, в одиночку сражающихся не столько с водной, сколько с бюрократической стихией. Меж тем как сто лет назад Северная столица и ее окрестности были охвачены страстью к яхтингу, клубы открывались один за другим, выпускались специализированные журналы и газеты, а модная публика с интересом посещала гонки и регаты.

История создания

«Териокский морской яхт-клуб весьма пышно (с точки зрения спортивной) отпраздновал в этом году свое открытие… Незначительные дефекты в организации не могли быть поставлены в вину "молодым" яхтсменам юного общества, и можнос уверенностью предсказать, что в будущем году недочеты первой Териокской гоночной недели не повторятся», – сообщал журнал «Яхта» 15 июня 1911 года. Действительно, такой бурно развивающийся дачный курорт, как Териоки, не мог обойтись без собственного яхт-клуба, и он был открыт в 1910 году. Конечно, по сравнению с мастодонтами водного спорта вроде Санкт-Петербургского парусного яхт-клуба (существовал с 1846 года) или Императорского речного яхт-клуба (в 1910-м справил полувековой юбилей) клуб в Териоки действительно был совсем юным, но по активности своих учредителей и по потенциалу места он имел большие перспективы для развития.

Основатель Териокского морского яхт-клуба вице-адмирал Скрыдлов


Инициатором этого начинания стал вице-адмирал Николай Скрыдлов (1844–1918), годом ранее вышедший в отставку. Потомственный моряк (его отец был основателем знаменитой Кронштадтской морской библиотеки), возглавлявший Черноморский и Тихоокеанский флоты, Скрыдлов стал командором нового яхт-клуба. «Августейшим покровителем» согласился быть великий князь Кирилл Владимирович. В уставе, утвержденном в 1915 году, записано, что клуб «имеет целью распространение любви к плаванию на парусных, гребных и других судах». На судах, принадлежащих к клубу, поднимали белый флаг с синим крестом и гербом Выборгской губернии, к которой тогда относился Териоки.

У клуба также была своя форма: двубортный пиджак гражданского покроя из темно-синей материи с четырьмя черными пуговицами с каждой стороны, с двумя нашивками из черной шелковой тесьмы вокруг обшлагов рукавов; однобортный жилет и брюки из той же материи; фуражка с лакированным козырьком, черной шелковой тесьмой и овальной кокардой; двубортное пальто военного покроя и накидка с капюшоном и разрезами для рук. Летом носили такую же белую форму. Для парадных выходов был предусмотрен смокинг с золотыми пуговицами и нашивками. Любопытно, что среди структур, предназначенных для управления клубом, была и так называемая комиссия посредников. Она рассматривала «нарушения членами клуба правил чести и приличия» и решала вопросы большинством голосов (причем при их равном количестве обвиняемого оправдывали), после чего назначала взыскание (замечание, выговор, запрет на вход в клуб в течение шести недель или «представление общему собранию виновного к исключению из числа членов клуба»). Так что вопросы чести были для клубменов на первом месте.

Яхт-клуб «Бригантина» при зеленогорском Доме пионеров проводит тренировку на швертботах класса «Оптимист». Июнь 1970 года


Гонки и регаты

В свой первый сезон клуб принял у себя эскадренное плавание на кубок известного яхтсмена Владимира Рейса – яхты всех петербургских парусных клубов состязались на дистанции от Кронштадта до Териоки. Представитель Териокского морского яхт-клуба сообщал, что «к этому времени строящаяся гавань будет оборудована и подход к ней углублен и обставлен вехами», и обещал петербургским спортсменам «самый радушный прием». Гонки состоялись 5–7 июня 1910 года. На следующий год в Териоки была организована уже полноценная гоночная неделя, включавшая пять парусных гонок (из них одну для рыбачьих лодок) и одну гребную (на яхтенных тузиках с гребцами-матросами), а вот гонки моторных судов не проводились «за отсутствием конкурентов».
  В честь открытия сезона был дан товарищеский обед в зале териокского казино, а также проведен семейно-танцевальный вечер. Журнал «Яхта» восторженно писал: «Что же касается спортивной публики, лишенной возможности в Петербурге любоваться парусными гонками, то для нее, кажется нам, Териоки – единственное место, где она всласть может отвести душу, наблюдая состязания яхт с берега. И это особенно должно быть приятно для тех лиц, которые, любя море, любя водный спорт, не в силах переносить неравномерного, душу выворачивающего укачивания чарующего, но все же таки коварного моря». На фотографиях с гоночной недели береговая полоса заполнена публикой: дамы в летних туалетах беседуют с военными в парадной форме, а за оградой толпятся обыватели всех возрастов и сословий, бесплатно наблюдающие за ходом соревнований. Впрочем, не обошлось и без шуток. По словам корреспондента, «поистине великолепное сооружение – железобетонный мол, ограждающий 11-футовую гавань от вторжения свирепых волн Финского залива» вызвал «иронические замечания некоторых наших инженеров». Однако специалисты признавали, что Териоки уникален имеющейся у судов возможностью плавать вблизи яхт-клубной гавани, тогда как многие клубы (в том числе Императорский речной яхт-клуб и Санкт-Петербургский парусный) не могли себе этого позволить из-за сильных течений в фарватере.

Гавань клуба до реконструкции. 2001 год



Но были и скептики, которые считали, что песчаная почва здешних мест не приспособлена для строительства гавани и первые же бури нанесут непоправимые разрушения. Им в ноябре 1911-го был дан ответ: «Как мол, так и каменная кладка, за два года естественно осевшая, остались в том же виде, какой имели до упомянутой бури… Гавань цела и просуществует длинный ряд десятков лет, удовлетворяя потребности местных любителей водного спорта». Иногда бури наносили-таки вред яхт-клубу. В журнале за 1913 год читаем такое сообщение: «Шторм, разразившийся 26 мая, в день подъема в нем флага, причинил этому яхт-клубу немало бед и вывел из строя большую яхту – "Атаира" г. Петерсена. Яхта построена была в 1907 году для ныне покойного почетного члена Императорского речного яхт-клуба, в Петербурге, по чертежам американского конструктора».

Из окон отеля яхт-клуба «Терийоки» открывается вид на знаменитый Золотой пляж



Новая жизнь

Гораздо разрушительнее штормов оказалась сама история. После революции яхт-клуб как организация практически перестал существовать, адмирал Скрыдлов погиб в Петрограде в дни красного террора, но гавань и здание еще действовали, в том числе здесь швартовались военные суда. После Второй мировой войны сохранившийся причал использовался только для прогулочных теплоходов, хотя в самом Зеленогорске действовали секции любителей парусного спорта – например, при Доме пионеров. В 1970-е именно здесь зарождалась история ленинградского виндсерфинга. Уже в 1977 году были проведены первые соревнования на приз журнала «Катера и яхты». Как и до революции, спортсмены оценили возможность организации соревнований у самого берега, чтобы не лишать наблюдателей зрелища. До 1989 года соревнования проходили ежегодно, более ста спортсменов жили в палаточном лагере на берегу залива. Здесь не раз блистали победами серферы из Ленинградского кораблестроительного института. Параллельно в те же 1970-е, при подготовке к Олимпиаде-80, был вновь создан яхт-клуб, начали готовить спортсменов и даже планировали провести в Зеленогорске некоторые этапы олимпийских гонок, но международную комиссию не удовлетворила чистота воды – и все регаты перенесли в Таллин. К 1990-м годам гавань настолько занесло песком, что тут не смогло бы пришвартоваться ни одно судно. Новый этап в жизни яхт-клуба начался в 2006 году. На том же самом месте, что и сто лет назад, было построено новое здание яхт-клуба «Терийоки». С 2007 года клуб принимает участие и предоставляет свою гавань для различных соревнований российского и международного уровня. В 2007-м, когда здесь проходил чемпионат России в классе «Дракон», директор клуба Игорь Фролов был одним из фаворитов гонки. В прошлом году клуб принимал этап рейтинговой регаты в классе Farr 30. А в нынешнем июне гости яхт-клуба могли наблюдать финиш кругосветной парусной регаты Volvo Ocean Race, одного из самых значительных спортивных событий в мире. Финиш кругосветки состоялся у западной оконечности острова Котлин, а потом суда можно было увидеть в самом центре Петербурга, у Петропавловской крепости. В этом году Международная федерация экологического образования наградила яхт-клуб «Терийоки» «Голубым флагом», символом высокого уровня экологии и средств безопасности. В Териоки вновь стоят и ремонтируются суда, проходят соревнования и, главное, обучаются дети, а значит, у водного спорта в Петербурге есть будущее. Надежда Демкина
   

На время гонок здание яхт-клуба украшалось флагами, для зрителей устраивались трибуны. Простая публика могла наблюдать за соревнованиями бесплатно, стоя за оградой


На берегу находился не только яхт-клуб, но и казино, водолечебница, концертный зал и ресторан






Журнал Хроника Надзиратель
№8 (80) август 2009