И. Иванов. Вид Владимирской церкви в Троицын день. 1815 год
Церковь Владимир ской иконы Божьей Матери
Владимирский проспект, 20
В середине XVIII века на Московской стороне, за Фонтанкой и Невским, возникло селение дворцовой прислуги, для нужд которой здесь устроили площадь, рынок и церковь. К проектированию церкви, возможно, имел отношение автор других похожих зданий – храма на Петроградской стороне и несохранившегося собора Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне – Пьетро Трезини, сын первого зодчего Петербурга. Но более точные сведения о создателе этой церкви отсутствуют. Им наверняка был крупный, хотя для 1760-х годов достаточно консервативный архитектор. Замечательный план соединяет мотив равноконечного креста и квадрата, в который удачно вписаны купола. Лестницу и западный портик в 1830-е пристроил Авраам Мельников, автор соседней Никольской единоверческой церкви, в которой сегодня находится Музей Арктики и Антарктики. Несложно заметить, что в наружном оформлении зодчий делает попытку приспособиться к стилю основного объема церкви. Обычное явление: перестраивая в XIX веке старые храмы, архитекторы (и их консервативные заказчики – служители церкви) стремились к тому, что теперь назвали бы контекстуальным подходом.
Отдельно стоящую колокольню заказали в 1780-е годы Джакомо Кваренги. Ее первоначальный проект для Кваренги, в общем-то, нехарактерен. Последовательный поклонник классической архитектуры, он искренне не знал, что делать с вертикально ориентированными зданиями. Ему чаще приходилось иметь дело с дворцами, а не с храмами.
Дом Каншиных в Кузнечном переулке. Он виден и на гравюре XIX века
Дом Каншиных
Кузнечный переулок, 2
Дом Корсаковых
Владимирский проспект, 12
В кварталах у Владимирской площади сохранилось немало очень старых зданий, применительно к которым едва ли уместен термин «архитектура», тем более вопрос об авторстве. Так, совершенно удивительный домик в три окна стоит на Стремянной улице (№ 3), еще один пример примитивизма
есть в Дмитровском переулке. Рядом с ними два других здания 1820-х кажутся настоящими дворцами. Фешенебельный особняк Корсаковых занимает участок на Владимирском проспекте, дом Каншиных в Кузнечном переулке – рангом пониже. Здесь нет ни колонн, ни полуколонн, только фронтон и изящные классические барельефы. Дом Корсаковых, наоборот, по последней моде того времени без фронтона, восемь полуколонн просто поставлены
в ряд. И капители у них необычные, явно созданы под впечатлением поездок в Грецию, незадолго перед тем освобожденную от турецкого ига и ставшую доступной для посещения. Впрочем, архитектор Александр Михайлов сам там не бывал, а вот рисунки и чертежи древнегреческих памятников не видеть не мог.
Театр имени Ленсовета в реестре памятников называется по имени первого владельца – дом Корсаковых
|
| | |
Дом Никонова
Колокольная улица, 11
Один из многочисленных собственных доходных домов преуспевающего епархиального архитектора – мастера русского стиля Николая Никонова. По сравнению с его первой работой – домом Басина на площади Островского, 5, в стиле, названном тогда без особого пиетета «петушиным», – эта постройка гораздо ближе к идеалу зодчего – узорочью XVII века, по крайней мере из окружающей застройки не выбивается. Этот теремок с асимметричным эркером и не вполне аутентичными изразцами предваряет поиски новой орнаментики в северном модерне. Еще ближе к модерну другой дом в русском стиле, также расположенный по соседству – на Стремянной, 20. Вычурных орнаментов здесь уже нет, а вот асимметрия – также за счет эркера с башенкой – присутствует. Главное же достоинство – чудом уцелевшая мозаичная надпись «Троицкое общество религиозно-нравственного просвещения». Однако саму Троицкую церковь на углу улицы Марата, при которой, собственно, и действовало общество, давным-давно снесли.
Улица Марата, 11
Существующее здание было построено в середине 1850-х годов. Владелица участка, генерал-майорша Христовская, заказала перестройку особняка в доходный дом Августу Ланге, мастеру необарокко, или, как тогда говорили, «второго рококо». Крупнейшим мастером этого стиля был Андрей Штакеншнейдер, у которого Ланге долгое время работал помощником. Самая необычная деталь здания – атланты, изображенные вполоборота, наверное единственные в своем роде. Им явно на фасаде тесно, да и груз одной рукой держать неловко…
Дом № 11 по улице Марата. 1932 год
В конце 1880-х годов квартиру в этом доме нанял Николай Суханов, один из руководителей «Народной воли». Спустя два месяца после убийства императора Александра II он был арестован здесь и впоследствии казнен. После революции дом был национализирован, квартиры превращены в
коммуналки. На архивной фотографии 1932 года видно, как неухоженно выглядело здание после того, как лишилось хозяев.
Фасад украшают флаги Швейцарской Конфедерации и трех кантонов – Берна, Женевы и Тичино, основных центров немецкой, французской и итальянской Швейцарии
Отель «Гельвеция»
После капитального ремонта в 1998 году здание передают Генеральному консульству Швейцарии, которое находилось здесь до 2006 года. В 2003 году при нем открывается отель «Гельвеция», так называлась Швейцария в старину. Отелем и сейчас управляет российско-швейцарское общество «Швейцарский центр», в состав которого также входят культурный центр Helenika, школа иностранных языков и туристическая компания Rustravel. В «Гельвеции» 75 комфортабельных номеров трех категорий: стандартный, улучшенный и студио. Студио оснащены собственными кухнями, что делает их привлекательными для постояльцев, приезжающих в Петербург надолго. Также отель предоставляет все услуги 4-зведного отеля: Wi-Fi на всей территории, обмен валюты, бесплатную охраняемую парковку, прачечную и химчистку и пр. К достоинствам гостиницы стоит отнести удобное местоположение – в двух шагах от Невского и трех станций метро – и в то же время тишину: окна номеров выходят в уютный
внутренний дворик. Рестораны «Мариус» и «Кларет» ценят не только постояльцы гостиницы, но и местные жители, и даже придирчивые ресторанные критики.
|
| | |
Ресторан Clairet
«Кларет» открылся на месте ресторана «Консулат» летом нынешнего года. Сделала его управляющая компания «Свои в городе» под предводительством Леонида Гарбара. В «Консулате» было пафосно и чопорно, в «Кларете» стало камерно и уютно. В интерьере парижский лоск: под низким потолком плывут матерчатые абажуры, винтажные яркие лампы светят рассеянно, мраморный камин в углу, монохромные фото на стенах транслируют истории про женщин и вино. Небольших залов три. Кухню ставил шеф-повар «Строганова» Константин Виноградов; меню лаконичное, но
емкое. В салатах – «Цезарь» трех видов, в закусках – карпаччо и решти, швейцарское национальное блюдо: картофельные драники в розочках
лосося и со сметаной. Супы все легкие, что душистый грибной крем-суп, что сырный – с креветками и белым вином. Лучшая закуска – паштет из
куриной печени с пшеничными тостами и яблочным конфитюром: в альянсе хрустящих тостов, фруктовой ноты и домашнего паштета сливочное масло, кажется, пожалуй, лишним. Из горячих блюд хороша телятина по-цюрихски с картофельным гратеном, на десерт – теплое крем-брюле местного приготовления. Титульный продукт – кларетом в Европе зовут красное бордо – пользуют бокалами и бутылками; не справитесь с выбором сами – подскажет сомелье. Обслуживание чинное, но без намеков на сервильность. И редкостной приятности акустическое оформление, тишайший фоновый джаз. Анастасия Вронская («Коммерсантъ»)
Большие абажуры сообщают ретроинтерьерам домашний ретроуют
Стремянная улица, 5
Стремянная улица – одна из самых старых в городе и к тому же за 280 лет ни разу не меняла свое название. В 1739 (!) году Комиссия о Санкт-Петербургском строении, расселяя за Фонтанкой дворцовых слуг, отдало ее «под конюшенных служителей». Поскольку Конюшенные улицы в городе уже были и располагались рядом с Императорскими конюшнями, то здесь пошли от частного к общему – от стремени к шорникам и конюхам вообще. На Стремянной, 3, чудом сохранился домик старой застройки – двухэтажный, в три окошка. Как видно на гравюре Иванова (см. с. 24),
так выглядело большинство домов Дворцовой слободы. Сейчас окна на фасаде заложены кирпичом, и лишь благородные классицистские сандрики над ними и треугольный фронтон выдают почтенный возраст здания. Город, как известно, «прописывается слоями», и каждая эпоха вносит свои краски в общую картину. Сегодня дом № 3 смотрится лишь скромным дворовым флигелем больших доходных домов, построенных по соседству в XIX веке. Таков и дом № 5, возведенный в 1850 году по проекту архитектора Романа Кузьмина. Возможно, зодчий просто надстроил похожий скромный двухэтажный домик.
|
| | |
Салон «СЕНТЯБРЕВЪ»
Бренд «СЕНТЯБРЕВЪ» уже 20 лет хорошо известен дизайнерам, коллекционерам и арт-дилерам. Компания специализируется на выпуске художественной бронзы, элитной мебели из ценных пород дерева, проектирует и создает интерьеры с использованием полудрагоценных камней в технике «русская мозаика». Часы и кабинетная пластика, светильники и вазы, каминная бронза и предметы сервировки стола из золоченой
бронзы декорируются природным камнем: малахитом, чароитом, лазуритом, родонитом. Последняя коллекция активно использовала тигровый глаз.
Одно из направлений компании – комплексное создание авторского интерьера. Роскошная меблировка в стиле ампир может украсить загородный дом или городскую квартиру.
Фирменный салон «СЕНТЯБРЕВЪ»
Кабинеты из карельской березы или красного дерева будут отлично дополнены стеновыми панелями, дверями с накладками из золоченой и патинированной бронзы. Мастера компании, сотрудничающие с искусствоведами и художниками, способны создать исторические копии предметов дворцовых интерьеров и изготовить мебель по эскизам заказчика. За заслуги в деле возрождения отечественных традиций в декоративно-прикладном искусстве в ноябре 1999 года Указом Великой Княгини Леониды Георгиевны торговой марке «СЕНТЯБРЕВЪ» присвоено звание Официальный поставщик Российского Императорского Дома». Высокое качество изделий фирмы также подтверждено многочисленными дипломами российских и международных конкурсов и выставок. Одно из новшеств компании – роскошные ансамбли для ванных, где из полудрагоценных камней выполнены умывальники, столешницы, а также дополняющие их портики, стеновые панели, колонны, пилястры, – техника «русская мозаика» позволяет декорировать тонкими пластинками камня любые поверхности. Умывальник «Каракалла» позволит создать у себя дома роскошные исторические декорации: его раковина и столешница, отделанные малахитом, дополнены зеркалом в виде античного портика с иониками и кронштейнами. Четкие геометричные формы модели «Титус» позволяют ансамблю из тигрового глаза вписаться в любой интерьер, от классики до хай-тека. В фирменном салоне «СЕНТЯБРЕВЪ» на Стремянной, 5, можно выбрать изысканные предметы интерьера: часы, каминную бронзу, письменные
наборы, рамки для фотографий, настольные украшения, шкатулки, пресс-папье и атрибуты парадной сервировки стола. Все эти произведения имеют ограниченный тираж и могут стать достойными экспонатами частной коллекции.
|