Музыканты Придворного оркестра со вдовствующей императрицей Марией Федоровной. 1914 год. Мария Федоровна подарила Музею музыкальных инструментов ценную коллекцию персидских (иранских) инструментов. В современной экспозиции музея в Шереметевском дворце эти искусно сделанные кеманче, тонбаки, зурны, украшенные росписью, золотом, перламутром, представлены в специальной витрине
домах Конюшенного ведомства жили не только «конюшенные служители с принадлежащими им людьми», но и чиновники других ведомств, офицеры Конной гвардии, солдаты соседнего Павловского полка. Одну из служебных пятикомнатных квартир на площади занимал будущий маршал и президент Финляндии Густав Маннергейм, служивший в конце 1890-х годов в Кавалергардском полку.
В 1883 году в дом на углу Чебоксарского переулка и Екатерининского канала заселили музыкантов из недавно созданного Придворного музыкантского хора. Холостым предоставили место в казарме, семейным – казенную квартиру, организовали столовую, контору и репетиционный
зал, в нужные моменты превращавшийся в концертный. Хором оркестр назывался потому, что медные духовые инструменты – а в начале своей деятельности оркестр был исключительно духовой – в партитурах обозначались тогда как «хор». Инициатива создания оркестра исходила от императора-меломана Александра III, поклонника Глинки и Чайковского.
Он сам неплохо играл на корнете и прекратил публичные выступления лишь взойдя на престол. Отныне его уделом стало слушание музыки – Придворный хор играл на его коронации, а позже на балах, во время завтраков, обедов и дворцовых церемоний.
|
|
Со временем инспектор оркестра полковник (впоследствии генерал) барон Константин Штакельберг добился приглашения вольнонаемных струнников и превратил вверенный ему коллектив из ста тринадцати человек в замечательный симфонический оркестр. С 1901 года ему позволили давать публичные концерты, но поскольку Придворный оркестр не имел права гастролировать, многие европейские знаменитости приезжали послушать, а иногда и выступить с ним, в Петербург. Среди них были композитор Рихард Штраус, дирижеры Артур Никиш и Вильгельм Менгельберг, пианисты Иосиф Гофман и Игнацы Падеревский. На открытую генеральную репетицию перед воскресными концертами, устраивавшимися при дворе, в зал Конюшенного ведомства набивалось более двухсот пятидесяти человек. Выручка с этих «субботников» шла в фонд музыкантских вдов и сирот. После революции, лишившись «высшего администрирования», музыканты объявили свой оркестр государственным и избрали руководителем дирижера Сергея Кусевицкого. В 1921 году на базе «учреждения первостепенного художественного значения», по выражению Луначарского, была создана Петроградская филармония. В предоставленное ей здание Дворянского собрания на площади Искусств (тогда площадь Лассаля) перебрались не только музыканты, но и великолепный музей музыкальных инструментов и богатейшая нотная библиотека. Записанные на ее абонемент и сейчас с благоговением могут увидеть на старых изданиях штамп «Придворный оркестр». А.П.
|
|
|
|
|
Константин Штакельберг (1848–1925)
Не будучи профессиональным музыкантом, генерал Штакельберг оказался эффективным музыкальным менеджером. Он создал первоклассный оркестр
и сумел отстоять для него достойное финансирование, хотя Министерство императорского двора постоянно пыталось его «оптимизировать», жалуясь на «большое обременение для кассы».
Барон объезжал города империи и лично отбирал талантливых оркестрантов, организовал детскую музыкантскую школу, добился передачи в основанную им библиотеку богатейшего нотного собрания императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. В составленных Штакельбергом программах концертов исполнялись как произведения старинных авторов, так и современных – Малера, Брукнера, Грига, а также пьесы вчерашних петербургских студентов – Стравинского, Прокофьева, Мясковского.
|