Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №1 (84) январь 2010
На карту

Обход [Дома квартала]


Все, на что стоит обратить внимание: от вросших в землю арок до бронзовой швейной машинки под карнизом Дома книги.

Конюшенный двор – до сих пор самый большой двор в центре города


Конюшенный двор

Большая Конюшенная улица,
во дворе дома № 2

«Большое и великолепное здание», как отозвался о нем летописец Петербурга Иоганн-Готлиб Георги, явилось петербуржцам на рубеже XVIII–XIX веков в начале одной Конюшенной улицы и встало поперек другой, навсегда отрезав ее от одноименной площади. Но тот, кому посчастливится увидеть этот корпус Конюшенного двора, согласится лишь с первым определением: здание велико – простерлось и ввысь, и вширь, оно больше Инженерного замка, возведенного тогда же совсем неподалеку. Вот только громады этой почти не видно, да и смотреть здесь не на что: у здания нет даже намека на фасады. Вообще непонятно, зачем такого монстра загнали в недра обычного петербургского квартала. Можно ли увидеть в этом художественный умысел – дерзкий эксперимент эпохи, стремившейся к упрощенности и геометризму, когда зодчий Джакомо Кваренги, например, мог строить дома, совершенно лишенные украшений, но при этом без преувеличения великолепные? Кто же автор этого здания, кто сей позабытый авангардист? Или стоит принять теорию заговора, усмотрев в этом якобы доме Конюшенного ведомства секретный объект эпохи Павла Петровича, подлинное назначение которого так никогда и не станет известно? Наверное, немало похожих архитектурных тайн все еще скрывают петербургские дворы, только находить их становится все трудней. Подворотни, подъезды и – что важней – чердаки с возможностью выхода на крышу запирают, брандмауэры застраивают, внутриквартальные постройки сносят. Изнанка города съеживается, становится все менее заметной, и остаются в старом Петербурге одни только фасады.

Арка отеля Телюссон в аристократическом предместье Парижа вела когда-то к роскошному особняку. Начало XIX века


Дом Конюшенного ведомства

Чебоксарский переулок, 1
Одно из самых скучных строений в районе – протянувшиеся вдоль канала корпуса Конюшенного двора – в действительности жертва перестроек и надстроек. От замысла зодчего Луиджи Руски во всем громоздком здании осталась только арка – скромный, но небезынтересный фрагмент. Похожими арками Руска украсил ограду Ассигнационного банка чуть дальше по каналу. А еще их можно встретить, но в совершенно ином масштабе, у Андреяна Захарова (в Адмиралтействе) и Карла Росси (Главный штаб). Эти арки короткие и широкие, словно бы ушли частично в землю, – так выглядели в ту пору римские руины. Но, быть может, архитекторы имели в виду нечто иное?
   Они хотели намекнуть, что там, под мостовой, прячется дополняющая арки до полного круга дуга, ведь не только в седую древность, но и в геометрическое будущее модернизма обращены эти памятники, вдохновленные Французской революцией.

Похожая по форме арка в Чебоксарском ведет во двор «недоскреба»


Метеорологический павильон

Малая Конюшенная улица
С этим примером архитектуры малых форм тоже случилась необычная история. Подобно «памятникам царям и их слугам», безобидная, казалось бы, информационная будка, показывавшая температуру воздуха, давление и влажность, в советское время оказалась сослана на Елагин остров, где смотрелась еще одним парковым павильоном. Тем более что, как и шедевры Росси – Елагин дворец и окружающие его постройки, была покрашена в серый цвет. Отреставрированное и перекрашенное творение Николая Лансере вернули на улицу в 1997-м, вот только место его уже было занято Гоголем, оттого пришлось передвинуть павильон в створ Чебоксарского переулка.

Памятник можно поставить чему угодно, даже плохой петербургской погоде


Конюшенный музей

Конюшенная площадь, 4
Некогда роскошное здание, построенное архитектором Петром Садовниковым в 1850-е годы для Музея придворных экипажей, возведено словно бы на нехорошем – по-булгаковски – месте. В памяти нескольких поколений горожан оно всегда было в руинах. По крайней мере, с фасада постоянно осыпалась необарочная лепнина, и это в центре города! Так и стояли вечные развалины рядом с казавшимися столь же вечными, но уже давно удаленными лесами Спаса на Крови. Только сейчас за реставрацию памятника взялись всерьез. Может быть, получится, если не тяготеет в самом деле над этим местом какое-то проклятие. И приспособят его под какой-нибудь торгово-офисный центр.

Фасад Конюшенного музея закрыт зеленой сеткой, и пока лишь вид с торца позволяет понять, каким пышным было это здание когда-то


  

Екатерина Соловьева

управляющий партнер ресторанов
James Cook pub & cafe



Я работаю в Шведском переулке с апреля 2000 года и с интересом наблюдаю, как меняется квартал. Малая Конюшенная от Невского до Шведского переулка уже напоминает благополучную европейскую улицу, а вот до участка между Шведским и Конюшенной площадью руки у города еще не дошли. Сама Конюшенная площадь выглядит лишь как огромная стихийная парковка, что совершенно не позволяет оценить ее замечательный ансамбль. При этом внутри квартала никак не задействован гигантский двор. Напротив же разрушаются царские конюшни. Не легче ли привести эту заброшенную антисанитарную территорию в порядок и устроить паркинг внутри?

Оба зала «Джеймса Кука» – и венская кофейня, и английский паб – одинаково уютны


  

«Императорский фарфор»

Большая Конюшенная улица, 2
Большая Конюшенная постепенно превращается в улицу модных магазинов: здесь соседствуют бутики Louis Vuitton, Maison Martin Margiela, Christian Dior. Огромный дом № 2, некогда принадлежавший Придворному конюшенному ведомству и занимающий почти целый квартал, сейчас у многих ассоциируется с Галереей дизайна / bulthaup. Здесь под одной крышей нынче собрано множество интерьерных студий, шоу-румов известных производителей мебели, света, предметов сервировки стола, аксессуаров – всей той предметной среды, что создает индивидуальный стиль дома. Бутик «Императорский фарфор», открывшийся в этом же доме в 2008 году, продолжает эту выставку-продажу изысканных вещей, способных формировать авторский интерьер.

Cервиз «Золотой», воссоздан с оригинала 1827 года, и скульптура «Левретка», воссоздана с оригинала Жана-Доминика Рашетта, вторая половина XVIII века Слева: тарелка «Зимние горы» из сервиза «Гурьевский», воссоздана с оригинала начала XIX века


В отличие от других фирменных магазинов Императорского фарфорового завода акцент в этом бутике сделан на произведениях, отличающихся сложностью исполнения, ручной отливкой и ручной росписью. Таковы фарфоровые фигурки героев балета «Щелкунчик», сделанные по эскизам Михаила Шемякина, реплики знаменитых ваз и царских сервизов, украшавших некогда дворцовые резиденции, «гурьевские» тарелки с изображением жителей Петербурга, агитфарфор с супрематическими формами и рисунками. Однако также широко представлены предметы среднего ценового сегмента: чайные и кофейные пары костяного фарфора, анималистическая скульптура и, конечно, фирменные сервизы с кобальтовой сеткой. Причем на витринах соседствуют классический рисунок, изобретенный в 1950-е годы художницей Анной Яцкевич, и вариации на эту удачную тему – кобальтовая клетка и кобальтовое кракле. В соседней витрине выставлен сервиз с розовой сеткой – похожим рисунком был украшен «Собственный сервиз» императрицы Елизаветы Петровны, в царствование которой и основали в Петербурге фарфоровый завод. По наблюдениям продавцов, среди посетителей магазина много иностранных и отечественных туристов, которые охотно покупают фарфор в качестве сувениров, но велик процент и тех покупателей, кто приобретает сервизы для повседневного пользования. Поскольку владельцам Императорского фарфорового завода также принадлежит французская марка Deshoulieres, в магазине на Конюшенной можно полюбоваться и продукцией лиможских мастеров. Бутик работает ежедневно с 11.00 до 20.00.

Cервиз «Зимняя сказка», автор росписи Алексей Воробьевский






Журнал Хроника Надзиратель
№1 (84) январь 2010