Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №5 (87) май 2010
На карту

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ: О ВЛАДЕЛЬЦАХ ЭЛИТНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ



Дворец на площади

Николаевский дворец, Ксенинский институт, Дворец труда – будет ли новое название у бывшей великокняжеской резиденции?


Памятник Николаю Николаевичу старшему
на Манежной площади. 1914 год


Н
иколай – излюбленное имя русского императорского дома в XIX веке. Помимо царей Николая Первого и Николая Второго его носили множество великих князей.
  Четверо из внуков Николая Павловича были наречены Николаями: Николай Александрович, Николай Михайлович, Николай Константинович, Николай Николаевич. Николаев Николаевичей в итоге стало два: сына Николая Первого официально величали Николаем Николаевичем старшим (1831–1891), а внука – Николаем Николаевичем младшим. Как и всем великим князьям, Николаевичам полагалось в Петербурге по парадной резиденции. Сегодня в «старшем» Николаевском дворце – Дворец труда, в «младшем», на Петровской набережной, – представительство «наместника» президента.

Дворец на Благовещенской площади начали строить, когда его будущему хозяину минуло двадцать лет, то был подарок отца на присягу. Николай Николаевич старший запомнился со временникам бравым служакой: шеф кавалерии,главнокомандующий войсками гвардии и Петербургского военного округа, герой русско-турецкой войны 1877 года. Таким изобразил его и скульптор. Памятник собирались поставить на Конногвардейском бульваре, рядом с казармами Конного полка, шефом которого Николай Николаевич являлся в течение двенадцати лет. Но для этого пришлось бы вырубить часть бульвара, и городская дума, потратившая немало средств на выращивание деревьев, разрешения не дала. В итоге монумент установили на Манежной площади рядом с Михайловским манежем (Зимний стадион), однако простоял он там недолго: в 1918 году памятник «царскому приспешнику» снесли.

Генерал не был образцовым семьянином, состоял в связи с балериной Екатериной Числовой.

   

Великий князь Николай Николаевич старший и его супруга Александра Петровна Ольденбургская


Его несчастная жена Александра Петровна Ольденбургская нашла себя в благотворительности: она организовала в Петербурге Покровскую общину сестер милосердия (ныне Покровская больница на Большом проспекте Васильевского острова – см. «Квартальный надзиратель» № 5 (76) за 2007 год), где работала обычной медсестрой. Уехав на склоне лет в Киев, княгиня основала там огромный Покровский монастырь и больницу. Она единственная из императорского дома приняла монашество и почитается в Киеве как местная святая. После смерти великого князя его дети передали дворец за долги в казну. Александр Третий намеревался разместить в здании коллекции создаваемого им Русского музея, но в итоге в 1894 году решил преподнести его в качестве свадебного подарка своей старшей дочери Ксении. Та, однако, предпочла более камерный дворец на Мойке, 106, а громаду на площади отдала под женский институт для девочек-сирот.

Воспитанницы Ксенинского института на парадной лестнице. 1913 год


   

Ксенинский институт

Перестройка великокняжеской резиденции под нужды учебного заведения заняла не больше года. Манеж в саду переделали под спальный корпус, конюшню – под столовую (сейчас там ресторан «Гимназия»), на первом этаже устроили квартиры классных дам и канцелярию, а в бельэтаже – классы, кабинеты для рукоделия, гимнастики, рисования. Парадные залы – танцевальный, банкетный, мавританскую гостиную – оставили без изменений. В общем, девочкам повезло. Можно ли представить, что сегодня какому-нибудь детскому дому предложат переехать в правительственную резиденцию? В Ксенинский институт принимались девочкидворянки, потерявшие отцов. Всего обучалось триста пятьдесят институток. Половина мест были бесплатными, так называемыми казеннокоштными, другую составляли своекоштные пансионерки, за которых платили двести пятьдесят рублей в год. Обучение длилось десять лет. Помимо языков, рисования, естественных наук, танцев, рукоделия воспитанницам преподавали бухгалтерию и товароведение, так что кроме привычных мест домашней учительницы или профессиональной швеи девушки могли искать службу на промышленных предприятиях.

В 1917 году Ленин в буквальном смысле слова отдал великокняжескую резиденцию простым гражданам


Nаvicula Artis

Об удивительном эпизоде из жизни Дворца труда рассказал куратор галереи Nаvicula Artis Глеб Ершов. «С 1990-х годов во Дворце труда работает фирма, которая устраивает там вечера для иностранных туристов: матрешки, балалайки, фуршет, прогулка по великокняжеским интерьерам, фотографии на величественной парадной лестнице. В 1990-е ее хозяева предполагали, что помимо традиционного турсервиса иностранцев могло бы заинтересовать и современное русское искусство, на которое в то время был ажиотажный спрос. Так недавние выпускники кафедры истории искусства ЛГУ – я, Андрей Клюканов и Филипп Федчин – получили возможность устраивать во дворце самые фантастические проекты, а наш преподаватель, заведующий сектором истории искусства и архитектуры Зубовского института Иван Чечот – великолепное пространство для реализации своих кураторских замыслов. Весь роскошный великокняжеский дворец оказался в нашем распоряжении, не только громадный двусветный Белый зал в четыреста метров (где еще в городе найдешь такое пространство под выставки!), но и мраморная лестница с ее уникальной пятимаршевой конструкцией. Местный кинозал, экипированный по последнему слову техники, актовый зал со сценой и мягкими креслами, высоченные коридоры и даже обходная галерея вокруг разоренной церкви (в 1990-е она все еще была забита какой-то рухлядью) – все эти помещения были задействованы нами. Порой казалось, что мы, наша публика и были подлинными хозяевами дворца. В выставке-путешествии Вадима Драпкина “Один вопрос” мы везде погасили свет, зрителям раздали фонарики, а на парадной лестнице натянули веревки – движению они не мешали, но было ощущение преодоления паутины. Все разыгрывалось как мистерия в духе “Петербурга” Андрея Белого вокруг минималистского жеста художника, представившего крохотную бумажку с одним-единственным вопросом “Кто ты?”. В другой раз мы предложили художникам пофантазировать на тему “Каждой твари по паре”. Два частных коллекционера совершенно безвозмездно и без всякой там страховки предоставили коллекцию фарфоровых звериков производства ЛФЗ, а в пандан к ней мы выставили всякие смешные объекты: аквариум с рыбками, пластмассовые мульки и прочее.
  Вернисаж украсил перформанс Чечота “Посвящение Бойсу”. В то время Иван Дмитриевич увлекался его мифологией творчества, основанной на идее социальной пластики, которую художник видел во всех живых существах: в насекомых, животных. Во время часового действа растапливали воск, в лохани со снегом приносили яйцо динозавра (из коллекции моего отца-геолога), рояль укутывали подлинным солдатским одеялом времен Великой Отечественной, принадлежавшим отцу Чечота, сам Иван Дмитриевич играл Шопена.

Описывать все это странно, но получился грандиозный многолюдный праздник. В восточной комнате, которая по моде XIX века устраивалась в каждом дворце, мы организовали “Западно-восточный диван” – одну из первых выставок-проектов Тимура Новикова. Совместно с немецким обществом любителей графики “Грифелькунст” из Гамбурга провели невиданную по своим масштабам выставку немецкой графики ХХ века – от Мунка, Кирхнера и Нольде до Бойса и художников его круга. Для выставки австрийского мастера Клауса Пинтера “Триумф эклектики” на лестнице была сооружена мощная триумфальная арка, укра шенная веселым орнаментом, отсылающим к популярным в Австрии конфетам. Уникальность того времени – в его открытости, свободе, романтике, что, в частности, выражалось в некоммерческом духе всего предприятия в целом. Причем место было бойкое, сюда всегда с радостью приходили сотрудники немецкого, австрийского, французского консульств.

К 1997 году, однако, стало ясно, что иностранные туристы с “вечеров отдыха” не проявляют интереса к этим акциям, а Navicula Artis не добавляет Дворцу труда коммерческой привлекательности. Иллюзии, что современное искусство может приносить легкий доход, у хозяев турфирмы исчезли. Ведь им, как и всяким серьезным бизнесом, надо заниматься, работать не с разовой аудиторией. В общем, клиенты той фирмы попрежнему довольствуются акварельками и нехитрыми сувенирами, а наша галерея в 1998 году переехала в отремонтированное здание арт-центра “Пушкинская, 10”, где продолжает свою деятельность и по сей день».

Плакат выставки «Грифелькунст»


   

Дворец труда

Сразу после октябрьского переворота 1917 года Ленин передал Ксенинский институт профсоюзам. Чуть ранее большевики заняли другой институт благородных девиц – Смольный. Понятно, что эта недвижимость была легкой добычей, ее обитатели не могли оказать сопротивление. Об историческом решении вождя революции и сегодня напоминают беломраморные доски на фасаде здания и на парадной лестнице. Высеченный золотом указ Ленина выглядит как мандат и оберег от любых рейдерских посягательств. В 1918 году перед входом во дворец установили огромный памятник новому хозяину – рабочему (скульптор Василий Симонов). Отныне здесь, если верить путеводителям разных лет, «проходят собрания и слеты передовиков производства, рабочие Ленинграда делятся опытом социалистического соревнования».

Выставка Тимура Новикова «Западно-восточный диван» в восточной комнате Дворца труда. 1993 год






Журнал Хроника Надзиратель
№5 (87) май 2010