Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №5 (87) май 2010
На карту

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ: ОБ АРХИТЕКТОРАХ ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА


Казарменный стиль

Благовещенская улица (улица Труда) в XIX веке напоминала сильно упрощенный вариант улицы Зодчего Росси. Две казармы смотрели друг на друга, как в зеркало.


Облик Крюковских казарм (слева) архитектор специально согласовывал с построенными ранее казармами напротив


В
середине XIX века, в пору борьбы с классической архитектурой, кто-то изобрел странное словосочетание: «казарменный классицизм». Сразу же представляются времена то ли николаевской реакции, то ли аракчеевщины: голые стены, ряд колонн как шеренга солдат. Однако никакого особого стиля у построек военного ведомства не было, их строили как обычные дома, только проще, без излишеств. Положительная сторона казарменного строительства – масштабы. Всякий населенный пункт, где стояли войска, получал особый колорит благодаря огромным кварталам, застроенным одинаковыми домами. В XX веке подобным образом застраивали спальные районы, но раньше тотальная унификация была присуща лишь военным городкам.

В Петербурге и сейчас стоят войска, а до революции не было района, лишенного казарм: Преображенские – у Зимнего дворца, Павловские – на Марсовом поле, Конногвардейские и Крюковские – у Благовещенской площади. По этим строениям можно проследить смену «казарменной моды».
  Первое – изменение высоты зданий. Вся городская застройка подрастала постепенно, достигнув к середине XVIII столетия двух этажей, на рубеже веков нормой стали три этажа, к середине XIX века – четыре и так далее. Для казарм пределом стала трехэтажная отметка – видимо, для более быстрого сбора войск в случае тревоги.

Второе – масштабы. В начале истории города казармы строились как отдельно стоящие избы, на картах именуемые «светлицами». Такие городки занимали целые районы. Именно о них хранят память параллельные улицы – Роты (нынешние Красноармейские), улицы от Рузовской до Бронницкой, вдоль которых солдат селили поротно. От тех деревянных домишек, естественно, ничего не осталось. Двухэтажный период представлен гораздо лучше: есть казармы Семеновского полка вокруг Пионерской площади (прежде полковой плац-парад), корпуса Измайловского полка по обеим сторонам одноименного проспекта. Кстати, его необычная ширина – еще одно свидетельство вклада строителей в формирование облика города, ведь при застройке таких районов землю тратили не скупясь.


Бывшие Конногвардейские казармы до сих пор частично заняты военной частью


    Были и особые мастера казарменного строения, постоянно получавшие заказы от военного ведомства. В конце XVIII века это был Федор Волков, автор упомянутых выше казарм в два этажа, в начале XIX столетия – Луиджи Руска (Гренадерские и Кавалергардские казармы). Руску сменил Александр Штауберт, возводивший уже трехэтажные здания казарм (Литовские на Большом Сампсониевском проспекте).

В дальнейшем четкой казарменной специализации у зодчих не наблюдалась, но склонность строить дешево и просто толкала некоторых из них на создание и фабричных, и военных зданий. Здесь следует назвать Александра Гемилиана (строения Казачьего полка на Обводном канале) и Ивана Черника (казармы Конного полка на Конногвардейском бульваре). Уже Штауберт отказался от характерной для русского классицизма штукатурки с окрашиванием в светлые тона, но его казармы еще хранят какие-то классические детали, хотя их стены демонстрируют обычную для утилитарного строительства голую кирпичную кладку.

Чуть позже в моду вошел стиль неоренессанс в его немного выхолощенном и сухом варианте, придуманном в Германии. Отказ от деталей классицизма, как бы скупо их прежде ни использовали, означал предельное обеднение облика казарм. Поэтому следовало найти замену классическим мотивам. Вот и стали использовать монументальные наличники и тяжелые карнизы, избегая каких-то иных украшений. Офицерский корпус Конногвардейского полка, возведенный Черником к югу от площади, уже имеет подобные черты. В такой же манере работал гораздо менее известный военный инженер Михаил Пасыпкин, автор здания Крюковских морских казарм. Он специально согласовал новое здание с соседним корпусом Черника. Не случайно въезд на Благовещенскую улицу со стороны Мойки фланкирован симметричными корпусами. А фасад Крюковских казарм со стороны канала по материалу и цвету перекликается с гораздо более старинными постройками на острове Новая Голландия. И. С.



Путешествие Диоскуров

На этих постаментах стояли ранее Диоскуры у манежа на Исаакиевской площади. В середине XIX века по просьбе духовенства «неприличные» статуи были перенесены к казармам полка в Конногвардейский переулок. В советское время мраморных укротителей вернули на место, а пьедесталы так и остались в переулке.




Журнал Хроника Надзиратель
№5 (87) май 2010