етербург. Крюковские казармы. Собранные с различных концов царской России в мрачную, неприветливую казарму, новобранцы украдкой пытаются заговаривать друг с другом. За ними неустанно следит верный сверхсрочнослужащий унтер-офицер – “шкура”, как обыкновенно называли во флоте сверхсрочников. Медленно шагая взад и вперед, он по крикивает: “Что, матушка-деревня, не наговорились? В строй попадете – мы там всю дурь из вас выбьем!”» – так начинаются мемуары первого наркома по морским делам Советского государства Павла Дыбенко, в честь которого названы улица в Веселом Поселке и станция метро. В 1911 году он попал на флот, где вел революционную пропаганду, и впоследствии, в 1917-м, стал
председателем Центробалта – высшего матросского комитета. Крюковские казармы оказались его «сборным пунктом», отсюда Дыбенко был отправлен в Кронштадт – главную русскую военно-морскую базу на Балтике, а если бы не подвело политически неблагонадежное прошлое, зафиксированное в полицейских документах, мог бы остаться и в столице, в Гвардейском экипаже, благо рост позволял. В Петербурге была сосредоточена морская
мощь империи. Здесь располагались крупнейшие верфи: Балтийский завод, Новое Адмиралтейство, Охтинский судостроительный завод, частная Путиловская верфь. В здании Главного Адмиралтейства под шпилем с корабликом находилось Морское министерство, Генеральный морской штаб, Главное гидрографическое управление, а также служебные квартиры министра и его товарища (помощника).
|
|
Из столицы в Николаев, на строительство Черноморского флота, с Ижорского и Обуховского заводов, предприятий Нобеля и Лесснера отправлялись паровые котлы и машины, артиллерийские орудия, корабельная броня, дизельные двигатели, снаряды и торпеды. На рейде Кронштадта формировались эскадры, уходившие в Тихий океан, Средиземное, Черное и Баренцево моря. Среди множества городских адресов, связанных с флотом, – военно-учебных заведений, готовивших строевых флотских офицеров, штурманов, морских артиллеристов, – Крюковские казармы оказались наиболее тесно связаны с революционными событиями. Матросы с надетыми крест-накрест пулеметными лентами стали чуть ли не главными героями Октября.
В начале ХХ века в этих казармах проживала почти тысяча человек флотского экипажа, так назывались на флоте береговые части. В 1913
году здесь также были открыты Новые мореходные классы, выпускники которых могли получить офицерский чин после двух плаваний. Первый выпуск гардемаринов ожидался в 1917 году. В советское время в Крюковских казармах располагался Матросский клуб. О моряках напоминает пешеходный мостик, перекинутый через Мойку в 1960-е. Его стилизованные под старину фонари входят в некоторые противоречие с названием – Краснофлотский. Сегодня краснокирпичные казармы перестраиваются, готовясь принять коллекции Военноморского музея. А. П.
|
|
|
|
|
Матросский клуб. 1988 год
Украшение казарм – брамантовы окна, с наличниками в виде прямоугольной рамки, охватывающей арочный проем
|