Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №5 (87) май 2010
На карту

ИСТОРИЯ ПЯТАЯ: МУЗЕЙНАЯ


Корабли вместо экипажей

Скоро у Крюковских казарм начнется новая жизнь. Группа компаний «ИНТАРСИЯ» завершает работы по приспособлению здания для Центрального военно-морского музея.


Морской музей имени Петра Великого в Адмиралтействе. 1900-е годы


В
ервые экспозиции Морского музея, который лишь на шесть лет моложе города, размещались в Главном Адмиралтействе. Еще в 1709 году Петр Первый повелел создать Модель-камеру – «кладовую образцов», где хранились корабельные чертежи и модели. С 1722 года коллекции пополнялись законодательно: «Когда зачнут который корабль строить, – гласил царский указ, – то приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске и оную купно с чертежом по спуске корабля отдать в коллегию Адмиралтейскую». Подобных моделей XVIII века, выполненных согласно этому регламенту, сохранилось около восьмидесяти. С развитием судостроения кораблестроительные модели стали постепенно заменять чертежами. Коллекция потеряла свое практическое значение и в 1805 году была преобразована в «Морской музеум», век спустя получивший имя Петра Великого.

С 1939 года коллекция Военно-морского музея занимает здание Биржи, и многим кажется, что Нептун на фронтоне словно авторизует приспособление храма торговли под храм просвещения. Однако в последние годы постоянно велись разговоры, что надо вернуть Биржу – на биржу, а Морской музей – в Адмиралтейство. В 2007 году КГИОП предложил новое решение: приспособить для музея Крюковские морские казармы. И музей остается в центре города, да еще в исконно «морском» квартале, рядом с Новой Голландией и Галерной улицей, и появляется возможность поселить его в историческом здании, но радикально обновить выставочное пространство, создав для него современную форму.

Тендер на работы выиграла группа компаний «ИНТАРСИЯ». Внутренний двор был превращен в атриум, на втором этаже разместятся анфилада современных выставочных залов, каждый площадью сто пятьдесят квадратных метров, а также реставрационные мастерские и библиотека.
  Рассказывает директор архитектурного бюро «АМ-ИНТАРСИЯ», главный архитектор проекта Александр Миронов: «Думая о дизайне музея, я отталкивался от первоначальной функции здания, это были казармы с простой отделкой и планировкой. Поэтому мы решили не делать здесь сложных элементов декора: нейтральные цвета стен создают аскетичный фон для экспозиции, где все внимание сосредоточено на экспонатах.

Однако входная группа и главный зал-атриум должны произвести на посетителей эффектное впечатление: обнаженная красная кирпичная кладка контрастирует с белыми лестницами и металлической декорацией в виде носа корабля. Исторические стены казарм – отдельная ценность. Мы специально оставили пространство между ними и новым потолком. Световой зазор притягивает внимание посетителей и позволяет оценить красоту кирпичной плоскости снизу доверху. Поскольку в атриуме будут находиться самые крупные модели длиной восемь метров и высотой семь, мы сделали специальные большие проемы, позволяющие занести сюда эти огромные экспонаты со всем такелажем».

В новом музее хороший баланс старинного и современного: новейшая инженерия (система отопления и кондиционирования, хранения экспонатов и пр.) и отреставрированные детали XIX века – чугунные лестницы, мраморные наличники. Гордость строителей – восстановленный карниз здания из известняковой путиловской плиты. По настоянию Комитета по охране памятников он должен был быть обязательно путиловским, и какая же удача, что удалось найти плиту того же пласта и нужного размера. Теперь не только у казарм, но и у музея начнется новая жизнь. Ведь в здании Биржи из семисот тысяч экспонатов демонстрировалось лишь два процента. В новом комплексе будут представлены семь-восемь, и это типичное мировое соотношение между экспозицией и запасниками.


Форма купола центрального зала символична: она напоминает перевернутую лодку


   

Александр Миронов

главный архитектор проекта «Краснокирпичные фасады Крюковских казарм остались неизменными. Вместе с “Новой Голландией”, выполненной в том же материале, это позволило нам сохранить на берегах канала единый ансамбль».



Виктор Смирнов

президент группы компаний «ИНТАРСИЯ»
«Создание стеклянного атриума в историческом здании – достаточно сложный проект. Но за счет него полезная площадь музея возросла до двадцати пяти тысяч квадратных метров. Форма купола центрального зала символична: она напоминает перевернутую лодку и гармонично вписывается в существующую застройку».




Журнал Хроника Надзиратель
№5 (87) май 2010