Благородные ренессансные фасады нравились всем категориям заказчиков – от аристократии до купечества
Дом фирмы «Штоль и Шмидт»
Малая Морская улица, 11
Неоренессансный фасад, облицованный гранитом, силезским кирпичом и ревельским мрамором, венецианские окна, высокий аттик, изящные фонари – сие палаццо было построено для фирмы, торговавшей красильными и аптечными товарами. Архитектор Виктор Шретер в 1880 году соединил в одном здании и магазин, и товарные склады, и благоустроенные квартиры для рабочих и служащих. И сделал это так удачно, что еще при его жизни в знак особого отличия на фасаде была установлена доска с именем автора.
Доходные дома страхового общества «Саламандра»
Гороховая улица, 4 и 6
Доходный дом на участке № 4, заказанный страховым обществом «Саламандра» (1909), строил Марьян Перетяткович в соавторстве с архитектором Николаем Веревкиным. Фасад вышел стройным и легким, предвосхитившим в деталях ар-деко 1930-х. Через два года Веревкин, уже один, построил здание по соседству (№ 6), согласовав его по масштабам и членениям с первым домом. Здесь располагалась контора «Саламандры», поэтому подъезд все еще сохраняет представительские парадные черты. Оба здания украшает символ общества, специализировавшегося на страховании от пожаров, – саламандра, по преданию не боящаяся огня. В 1930-е годы удобные просторные квартиры в доме № 4 предоставили артистической элите города – певцам Ивану Ершову и Софье Преображенской, балерине Агриппине Вагановой, композитору Исааку Дунаевскому, о чем напоминают мемориальные доски. На соседнем здании – доска иного жанра. Она указывает, что многолетний глава Азербайджана Гейдар Алиев окончил в Ленинграде Высшую школу КГБ, размещавшуюся в этом здании.
В доме № 4 саламандра – над дверью, в доме № 6 – на самой двери
|
| | |
Богатство и несокрушимость – вот качества, которые олицетворяют банковские громады в начале ХХ века
Дом Вавельберга
Невский проспект, 7–9
Дом, построенный по заказу купца Михаила Вавельберга, – огромный каменный «сундук для денег», сплошь облицованный серым гранитом, – в 1912 году казался современникам огромным броненосцем, вставшим на якорь в начале Невского. Честный и запоздалый плод историзма, он радует профанов затейливостью отделки, а профессионалов – многозначительными цитатами. В печати архитектор Марьян Перетяткович убеждал публику, что «не задавался целью дать буквальную копию палаццо дожей». Но итальянских аллюзий здесь немало: венецианские ажурные аркады нижних ярусов, на которых покоится массивная верхняя часть фасада, флорентийская лоджия с гербами на углу здания, «дожевские» окна. На первом этаже располагался банк, выше – конторы и квартиры. На «Аэрофлоте», занявшем здесь помещения в 1960 году, словно играл отблеск солидности и уверенности. В конце 1980-х, когда у авиакасс стояли многонедельные очереди отъез жающих на ПМЖ, угрюмая мощь этого здания ассоциировалась с могущественным призраком советской власти.
Украшения операционного зала – желтые колонны из искусственного мрамора, богатый кессонированный потолок и резная деревянная лестница
|
| | |
Вознесенский проспект
Вознесенский проспект, Невский и Гороховая улица образуют трезубец центральных «першпектив» города, спланированных «Комиссией о Санкт-Петербургском строении» в 1737 году. Вознесенский получил свое название в честь храма Вознесения, украшавшего его почти двести лет. В начале проспекта мемориальными досками отмечены два здания. Первое – дом князя Барятинского (№ 2) на углу Адмиралтейского
проспекта, где в 1866 году поселилась артель передвижников во главе с Иваном Крамским. Отказавшись писать в Академии художеств дипломную работу на мифологическую тему и эффектно порвав с официальной школой, художники потеряли казенные мастерские и вынуждены были снимать их в складчину. На Вознесенском они прожили четыре года – с 1866-го по 1870-й. Второй известный в истории адрес – дом № 8, дом Шиля, где в 1847 году поселился Достоевский и где в 1849-м он был арестован по делу петрашевцев. Застройка этой части проспекта сложилась еще в конце XVIII века, но дома неоднократно перестраивались, увеличиваясь в этажности. Так, трехэтажное здание
на участке № 6 по Вознесенскому проспекту, построенное в 1764 году, в 1893-м было надстроено двумя этажами, а в 2007-м началась реконструкция под отель W Санкт-Петербург.
W Санкт-Петербург
Вознесенский проспект, 6
Эта сеть широко распространена в Новом Свете, а в последние годы активно разворачивается в Европе. На 2011 год намечено открытие W в Париже, Лондоне, Милане и Афинах. В Петербурге отель W войдет в коллекцию новых и старых гостиниц вокруг Исаакиевской площади. «Большая гостиница Париж» на Вознесенском, 8, открылась в 1804 году, «Англетер» начал принимать постояльцев в 1840-х, по соседству располагался «Бристоль», в 1912 году на его месте выросла «Астория», на Малую Морскую смотрели окна «Гранд-отеля», в 1920-е переименованного в «Спартак». В советское время количество гостиниц сократилось до двух: интуристовских «Англетера» и «Астории».
Но в последнее время, наоборот, здесь открываются все новые гостиницы. Дом Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте
перестраивается под Four Seasons, на Почтамтской улице успешен «Ренессанс». Удобное расположение в исторических кварталах, между
красивейшими Дворцовой и Исаакиевской площадями, в двух шагах от невских набережных и Невского проспекта, приводит к тому, что сами отели становятся частью парадного Петербурга, запечатленного на видовых открытках. К этим очевидным преимуществам отель W обещает добавить гастрономические удовольствия от французского шеф-повара Алена Дюкасса, панорамный бар на восьмом этаже, релакс в первоклассном спа-центре Bliss и выполнение любых капризов своих постояльцев.
|
| | |
Из окон Extreme Wow Suite открывается великолепный вид на город
С террасы отеля архитектурные ансамбли предстают в непривычных ракурсах
|