Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №10 (91) октябрь
На карту

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ: ПРЕТ-А-ПОРТЕ


«Смерть мужьям»

Когда в 2000 году компания Bosco di Ciliegi открывала свой первый бутик в Петербурге, с местом не прогадали: витрины на Невском, 12, больше полувека пристально изучали все модницы города.

З
десь работало ателье, за которым закрепилось прозвище «Смерть мужьям». Нет, кровожадное название было неофициальным. В 1934 году на Невском (тогда проспект 25 Октября) открылось просто трикотажное ателье, или, как писала газета «Ленинградская правда», дамский универмаг. Надо, однако, учитывать контекст того времени: изобилие нэпа, когда город пестрел вывесками ателье, магазинов, частных портных, ушло в прошлое. Модная одежда – крепдешиновые платья, кокетливые джемперы, брюки-дудочки с манжетами, шелковые гарнитуры – осуждена партией как мелкобуржуазная.

Перед витриной ателье. 5 мая 1948 года


Вид мехового отдела. 1934 год



Дамский универмаг

«Сегодня на проспекте 25 Октября открывается дамский универмаг. В этом магазине от всех граждан будут свободно приниматься индивидуальные заказы на верхнее платье, костюмы, пижамы, халаты, белье, блузы. Все изделия будут изготовляться из высококачественных материалов. При заказе уплачивается 60% стоимости». «Ленинградская правда», 9 июня 1934 года
   

Ателье мод. 1970 год


К началу 1930-х из магазинов исчезают вещи первой необходимости: чулки, белье, верхняя одежда – все становится дефицитом. Купить негде, носить нечего. Роскошное ателье на проспекте 25 Октября предназначалось прежде всего семьям крупных партийных работников и актерской элите. Не случайно оно обосновалось в здании, где находились конторы и магазины «Ленинград-текстиля». Его реноме было настолько высоко, что шить наряды в Ленинград приезжали и москвички: Клавдия Шульженко, Любовь Орлова, Фаина Раневская, Алла Тарасова. С годами ателье стало общедоступным, хотя и было недешевым, однако чтобы попасть в него, очередь занимали с вечера. Многие командированные, прослышав про «качественный пошив», пользовались случаем украсить свой гардероб хоть чем-то модным и штучным. «Заказать можно было не более двух вещей, – вспоминала одна из приезжих. – Заняв очередь накануне, ночью я дважды приходила в квартиру к друзьям, жившим по соседству, и грелась на кухне. Мне сшили костюм и платье из финского трикотажа, модель была взята из французского журнала».

«Впервые я увидела витрину ателье году в 1977-м, – рассказывает Елена Кононенко, сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга. – Женские платья и пальто были элегантными, но на деву, мечтавшую о джинсах, впечатления не произвели. Когда мама, работавшая в Ленинградском доме моделей одежды, на Невском, 21, рассказала про знаменитое прошлое ателье, я, проходя мимо, стала с большим интересом разглядывать новые коллекции. Но в 1970-х ателье было уже не тем, что прежде. Городское партийное руководство шило одежду в Доме моделей, мама, например, шила шапки и шляпы для Романова и его семьи. Эстрадные звезды чаще всего пользовались услугами театральных художников-костюмеров. Что-то из вещей ателье мне нравилось, но страстного желания немедленно купить не возникало (в том числе и по причине отсутствия денег). В начале 1990-х, проходя по Невскому, я по привычке заглянула в «Смерть мужьям» посмотреть, как оно изменилось в новых условиях, но никакого ателье уже не было – на его месте образовался магазинчик по продаже китайско-турецкого ширпотреба». А. П.




Журнал Хроника Надзиратель
№10 (91) октябрь