Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №10 (91) октябрь
На карту

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ: ФИНАНСОВАЯ


За каменной стеной

Два дома в начале Большой Морской улицы контрастируют с окружающей застройкой. Облицовка фасада серым гранитом говорила о могуществе владельцев. Здесь располагался крупнейший банк дореволюционной России – Азовско-Донской.

О
Основанный в 1871 году в Таганроге, он вырос из провинциальной конторы до четвертого банка в стране, сумел выстоять в многочисленных экономических кризисах и к 1917 году преумножить свой начальный капитал с трех миллионов рублей до шестисот. По размеру активов Азовско-Донской уступал лишь Международному, Русскому для внешней торговли и Русско-Азиатскому банкам. Среди учредителей банка были южнорусские и петербургские купцы, греки и евреи: Иван Скараманга, Яков и Самуил Поляковы, Марк Вальяно, Марк Драшкович, Федор Родоконаки, Самуил Гвейер и Леон Розенталь. В 1903 году правление банка перенесли в Петербург и заказали огромное новое здание в банковском Сити – районе Невского проспекта. Новый директор-распорядитель Борис Абрамович Каменка возглавлял еврейскую общину Петербурга и активно поддерживал партию кадетов, финансируя их печатный орган – газету «Речь», с которой сотрудничали наиболее интеллектуальные «перья» столицы.

Работники банка в операционном зале. 1913 год


На фотографии 1911 года виден край старого дома № 3, вскоре снесенного. На его месте Лидваль построит еще одно здание для банка


    Начав с выдачи ссуд и обеспечивая деятельность Азово-Донского пароходства, к 1910-м годам банк патронировал мощные промышленные группы в ведущих отраслях: каменно-угольной, цементной, стекольной, целлюлозно-бумажной, химической, текстильной, сахарной и других. Металлургическая группа Азовско-Донского банка включала крупные предприятия юга России и Урала во главе с одним из лидеров отрасли – Таганрогским обществом. Вместе с Товариществом братьев Нобель Азовско-Донской банк сформировал собственную группу нефтяных предприятий, участвовал также в учреждении железнодорожных обществ. И по-прежнему работал на тех направлениях, с которых начал: обслуживал торгово-транспортные и пароходные компании.

Свой столичный офис, как и отделения в других городах – Москве, Киеве, Астрахани, Харькове, банк заказал знаменитому петербургско- му архитектору Федору Лидвалю, автору отеля «Астория», видных домов на Каменноостровском проспекте, Большой Конюшенной улице. Странно, но Лидваля в России упорно считают одним из важнейших представителей модерна, хотя в его творчестве несколько действительно ярких примеров этого стиля – лишь эпизод, по времени и количеству произведений несопоставимый с другим, более длительным периодом. Зодчий рано совершил поворот от модерна к классицизму, словно предчувствуя, что вскоре ему придется возвратиться на историческую родину, в Швецию, где этот стиль будет еще долго востребован. Но тяжелые, мрачные фасады, как у Азовско-Донского банка, для течения, не случайно названного «шведской грацией», нехарактерны, скорее уж здесь, как и в здании Второго общества взаимного кредита на Садовой улице, 34, Лидваль отдал дань местному варианту неоклассицизма. И, как на Садовой, противопоставил классическому фасаду легкий и светлый интерьер с обнаженными железобетонными конструкциями, где мотивы модерна плавно переходят в нечто почти авангардное. Долгое время этот интерьер был хорошо знаком горожанам: в доме располагалась междугородная телефонная станция. Сейчас он на ремонте, и охрана нынешнего арендатора – компании «Ростелеком» – не пускает даже на порог.





Журнал Хроника Надзиратель
№10 (91) октябрь