Грифоны под крышей дома № 8 украшают фасад почти двести лет
Невский проспект
Начальный участок Невского проспекта, плотно застроенный и более узкий, нежели основная часть, – в каком-то смысле изнанка Дворцовой, ее задворки. Первые дома здесь еще пытаются соответствовать творениям Росси, если не масштабами, то хотя бы стилем, но дальше… Пусть почти в каждом здании есть нечто классическое, от величественной архитектуры главной площади все они бесконечно далеки.
Солнечная сторона Невского – четная. Из старых «типовых» фасадов сохранились лишь два: дома № 8 и 10
№ 8 и 10
Самые старые дома в этой части города спректированы, как полагают, еще Алексеем Квасовым – архитектором, который в 1770-е годы попробовал разработать новый генеральный план города. Кроме того, возможно, именно он (а вовсе не Трезини!) первым в России занялся составлением «образцовых», то есть типовых, фасадов. Но в таком случае из двух фасадов равной ширины изначальную позднебарочную архитектуру сохранил лишь один – тот, что справа. А вот дом № 8 свидетельствует о другой эпохе, тоже поздней, только классической (1830-е годы), ничуть не менее склонной к утонченнодекоративным деталям.
|
| | |
№ 12
Виллем Ван дер Гюхт – второй и последний голландский зодчий в истории Петербурга, города, задуманного, как считают, в подражание Амстердаму, – проектируя в 1910 году здание для банка «Юнкер и Ко», держал в уме скорее уж американские, а не голландские образцы. Такое сочетание приемов академизма (статуи, полуколонны) с новейшими техническими достижениями (обилие стекла на фасаде), равно как и облицовка камнем, было уже знакомо петербуржцам по штаб-квартире компании «Зингер», возведенной чуть дальше по проспекту. Только этот банк скромней и не так бросается в глаза.
«Американистый» фасад дома № 12: классические статуи и колонны в сочетании с огромными окнами
В начале ХХ века все фасады на Невском были завешены вывесками
|
| | |
Узоры на школе сделаны «в подражание помпейским фрескам»
№ 14
Школа № 210
На этом месте должно было выситься еще одно банковское здание, но проект Владимира Щуко не позволила осуществить Первая мировая
война. Наверное, этот банк, как и другие постройки того же назначения, активно возводившиеся в начале XX века в петербургском Сити,
должны были снабдить мрачноватым темно-серым фасадом (в этом отношении его сосед – исключение из правил). Однако когда двадцатью
годами позже дыру в застройке Невского, образовавшуюся из-за сноса под банк старинного дома, решили наконец закрыть, архитектор
Борис Рубаненко продемонстрировал необычное уважение к контексту. Так, цвет и масштаб его фасада продиктованы зданием банка Ван
дер Гюхта, только детали проще, а жесткое горизонтальное членение согласовано как с этим, так и с другим соседом (№ 16). Упрощенный
классицизм Игоря Фомина и Евгения Левинсона зодчий сочетает с кое-какими московскими приемами – например, с частичной раскраской фасада в темно-красных тонах, как тогда говорили, в подражание помпейским фрескам. Школы для 1930-х жанр столь же актуальный,
как банки перед революцией. Их строили в невообразимом количестве, нередко прибегая к типовым проектам, – но, конечно, не здесь, в
столь ответственном месте, к которому требовался особый подход.
Еще один пример уважения к контексту: цвет и масштаб школы продиктованы построенным ранее соседним зданием
|
| | |
№ 16
Первоначально у дома был такой же «типовой» фасад Квасова, как и у его соседей по проспекту. В 1787 году здесь в гостинице «Лондон»
останавливался граф Фалькенштейн – под этим именем путешествовал по России личный друг Екатерины II австрийский император Иосиф II. Долгое время в доме находился знаменитый Английский магазин, самый передовой бутик пушкинской эпохи. Поэт имел здесь неограниченный кредит, и после его гибели опека уплатила магазину более двух тысяч рублей долга. В 1879–1881 годах здание было перестроено архитектором Людвигом Шперером. Тогда, вероятно, и появились на фасадах медальоны с женскими лицами, кудрявая лепнина, а в первых двух этажах – общественные помещения, просторные залы, которые владельцы дома сдавали внаем различным театральным и концертным обществам. После революции их занял клуб совработников, где давал спектакли Красный театр, будущий Театр имени Ленинского комсомола. В войну здесь работал книжный магазин, переведенный из Дома книги. И потом почти полвека на углу Невского и Большой Морской торговали книгами: в 1957 году здесь открылся магазин «Искусство», в котором можно было купить художественные альбомы из дружественных «стран
народной демократии», в перестройку работала книжная комиссионка, конкурировавшая со «Старой книгой» и «Маской» напротив. Из кластера книжных магазинов на этом месте остался лишь «Буквоед», сменивший магазин «Мир». Флагманы нашего времени – магазины модной одежды и банковские отделения.
Банк HSBC открыл отделение в историческом банковском Сити Петербурга
|