Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №12 (93) декабрь
На карту

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ: ОБ УСТРОЙСТВЕ ДК ИМЕНИ КИРОВА


В.О.Д.К.

Василеостровский дом культуры в Ленинграде задумывался как самый крупный в стране: с двумя театральными залами на четыре тысячи мест, кинотеатром, библиотекой, читальней, лекционными и спортивными залами, обсерваторией, радиоузлом и фабрикой-кухней. И хотя от значительной части идей в процессе строительства пришлось отказаться, даже окончательная планировка многое говорит о той эпохе, а нынешнее состояние дворца – о современности.


Читальня

В хорошую погоду просматривать свежую прессу можно было и на свежем воздухе – на террасе второго этажа.



Клубный корпус

Соединяет все корпуса здания в одно целое. Чтобы выжить, ДК сдает два этажа арендаторам. На третьем располагаются вокальные классы, небольшие концертный, лекционный и танцевальный залы.



Кинозал

Кинотеатр «Кинематограф» прославился в городе фильмами из коллекции Госфильмофонда. В начале 1980-х сеансы перенесли в «Спартак». В 1990-е арендаторы отремонтировали зал, но за два дня до открытия в нем обвалился потолок. С тех пор он так и стоит без крыши.



Театр

Огромный театральный зал на тысячу двести мест. Здесь давала представления собственная оперная труппа, на занятиях музыкального лектория выступали филармонические оркестры, а в авторских концертах – Шостакович, Дунаевский, Хачатурян, Соловьев-Седой. В 1970– 1980-х годах джаз-клуб «Квадрат» устраивал парады диксилендов – концерты-марафоны, в которых участвовали даже заезжие шведы. В 1985 году зал закрыли на ремонт. Нынче от него остались лишь коробка сцены и голые стены.



Детский сектор

Совмещал функции районных яслей, детского сада и дома пионеров. Малышей сюда приводили уже к семи утра, а пионерами занимались до позднего вечера. Сейчас здесь работают музыкальные классы, хореографические кружки и даже юношеское литературное объединение.



Спортивный сектор

В 1930-х при четырех спортзалах постоянно дежурил спортивный врач, следивший за самочувствием атлетов до и после тренировок. Сегодня все залы по-прежнему действуют, но уже без врача.
 

Круглая лестница

Нетронутая украшательством 1930-х годов круглая лестница – самое авангардное, что есть в этом здании. Соответствует масштабу детского сектора. Чтобы школьникам не приходилось бегать по огромному дворцу, все кружки сгруппированы на двух этажах специального детского корпуса.



Библиотека

Когда-то с фондом в сто восемьдесят тысяч томов она обслуживала десять тысяч читателей в год. Сегодня на ее месте бильярдный клуб. Часть книг сохранилась в юношеской библиотеке в детском секторе.



Башня

Запланированная обсерватория здесь так и не открылась. В 1970-е годы в башне действовал ОХС (отдел художественной самодеятельности). Сегодня башня закрыта из-за аварийного состояния.



Мраморный зал

Как гордо писали газеты в 1930-е годы, «здесь может танцевать тысяча пар». Сейчас половину зала снимает для хранения реквизита киностудия, в другой оттачивают хип-хоп и рок-н-ролл участники танцевальных студий.

   
Местный
Местный

Алла Фомина

директор ДК имени Кирова – о единомышленниках

Когда в 2004 году мне предложили возглавить ДК имени Кирова (я работала в ДК 1 Мая и в Выборгском дворце), я поехала его посмотреть и просто обомлела. Здесь едва теплилась жизнь: разруха, обваливающаяся штукатурка, куча непонятных арендаторов на всех этажах. Я-то помнила ДК процветающим, с огромным театром, оперной труппой, самым большим в городе танцполом – в Мраморном зале только по понедельникам не устраивали танцы! Понятно, что, пока профсоюзам все платили членские взносы, они финансировали пионерлагеря, дома культуры, кружковую работу и прочее, но когда в 1990-х ситуация изменилась, выживали кто как мог. Мне стало так обидно за этот развал в ДК имени Кирова, что я решилась. Коллектив-то здесь замечательный, и я знаю, что людям нужен дворец, куда на Васильевском еще пойти? Нашему хору русской песни исполнилось уже шестьдесят лет. Раньше он назывался хором ветеранов войны и труда, теперь носит имя своей основательницы Анны Эповой. Под руководством хормейстера Натальи Горяниной в прошлом году он завоевал Гран-при болгарского фестиваля «Еврофолк». Возраст хористов – от двадцати до шестидесяти лет, а солистка нашей оперы Галина Сергеевна Шустрова уже отметила восемьдесят. Она еще у нас Няню в «Евгении Онегине» поет. С приходом из Михайловского театра Александра Чернова у оперной труппы открылось второе дыхание. В этом сезоне она показывает «Кармен» и «Алеко». Художественная студия «Зеленый мост» работает по авторским методикам Елены Щукиной. Мы провели совместную выставку работ наших студийцев и подростков из Колпинской воспитательной колонии. Елена Алексеевна ездила заниматься с ребятами, которые хотя бы на время урока забывали, где они и что с ними произошло. Рисовали они свои портреты, пейзажи души – мрачные, фантастические. Контраст между их работами и рисунками кружковцев был разителен, и этот опыт оставил у всех в душе глубокий след. Во дворце занимаются больше двух тысяч человек, сорок семь кружков, одних танцевальных студий четырнадцать – от спортивного рок-н-ролла и хип-хопа до бальных и народных танцев, но мы не знаем, что будет завтра. Федерация профсоюзов и трест «Севзапкурортстрой» создали в 2006 году ООО «ДК Кирова». Трест внес деньги, а профсоюзы – здание. В 2009 году оказалось, что дворец уже продан за шестьдесят восемь миллионов рублей некой компании «Северстрой», при том что по экспертизе КГИОПа он стоит более шестисот миллионов. Здесь же двадцать девять тысяч квадратных метров земли! Теперь идут суды, сделку пытаются оспорить и признать незаконной. Одна надежда, что, поскольку здание находится под охраной как федеральный памятник, многочисленные обременения невыгодны тем, кто хотел бы его снести и понастроить здесь небоскребов.

Местный
Личный опыт

Валерий Фомичев

главный инженер ДК имени Кирова – об эксплуатации здания

С Дворцом имени Кирова моя жизнь связана с 1949 года. Я пришел сюда еще мальчишкой, сначала занимался в детском секторе, позже ходил на танцы, концерты. Потом здесь обучались мои дочери, в 1980-е мы с коллегами по работе всем отделом покупали абонементы в кинотеатр «Кинематограф», который устраивал интересные ретроспективы – например, японских фильмов, по шесть-семь картин. Где в те годы можно было увидеть Куросаву? Здесь наша школа отмечала и 1 сентября, и выпускные балы. Зимой заливали катки перед дворцом и в саду «Василеостровец». Поскольку я жил на 18-й линии, то считался «островным», а здесь была территория «гаванских», поэтому иногда между молодежью возникали стычки. Дворец я помню еще стоящим на огромном пустыре – Гаванском поле. Многие окрестные дома в войну сильно пострадали, и от развалин Васильевский остров избавился лишь к середине 1950-х. Восстанавливали его в том числе и пленные немцы. Помню, как их возили на работы на трамвае по Большому проспекту, их лагерь находился на месте площади Морской Славы.

Упадок дворца начался в 1990-е, когда профсоюзы стали делить имущество и здание хищнически эксплуатировалось, а потом вообще осталось без должного внимания. Большая ли проблема, если отвалилась водопроводная труба? Но если ее нет на месте – скажем, на углу здания – несколько лет, то кирпичи просто начинают вываливаться, а вода течет по стенам. Я вернулся сюда уже в качестве главного инженера четыре года назад, и если что-то удалось сделать – отреставрировать парадную лестницу, привести в порядок детский сектор, третий этаж, – то только благодаря подвижническому труду коллектива. Полномасштабный ремонт – а в руинах лежат и театральный, и кинозал – под силу только объединенной команде: профсоюзам, городу, инвесторам. Но никто не спешит. Какие у нас перспективы? Да неизвестно. Все здесь держится только на нашем энтузиазме, кончится он – и… ну будет одной руиной больше.




Журнал Хроника Надзиратель
№12 (93) декабрь