 |
Слово редактора
Анна Петрова
о чувстве истории
|
Сколько можно сделать выпусков об одном и том же квартале? Зависит от того, что там происходит. Три с половиной года назад в номере, посвященном этой же местности, мы начали с ровного места – со Смоленского поля, которое в XIX веке отделяло старые «разлинованные» кварталы острова от Гавани. Территории этого пустыря город постепенно раздавал под общественные заведения: больницы, школы, приюты, сад для рабочих, трамвайный парк. Мы рассказывали про Покровскую общину и ее основательницу – великую княгиню Александру Петровну, золовку Александра II, про Ольгинский приют и сад для рабочих, ДК имени Кирова и его соседей (см. http://kn.sobaka.ru/n53). Что
изменилось за прошедшее время? Вместо одноэтажных стеклянных павильонов, возведенных перед ДК в 1968 году, теперь высятся небоскребы (по питерским меркам), в саду «Василеостровец» только что открыли памятник Рериху, в бывшем НИИ каучука на 29-й линии – музей современного искусства. Дворец, хоть и сильно обветшавший, по-прежнему в центре квартала. Но если в прошлый раз руководитель джаз-клуба «Квадрат» Натан Лейтес вспоминал о его славном концертном прошлом, то в этом выпуске арт-критик Павел Герасименко поведал про первые выставки художников-нонконформистов. «Эрарта», оказывается, не первая в этом квартале будоражит публику современным искусством. Кажется, слон на обложке – с картины Николая Копейкина «Заморский гость» – точно передает ситуацию неожиданного явления великого и прекрасного в тихую, мирную Гавань. У копейкинских героев, как известно, есть своя легенда: мол, слоны, присланные персидским падишахом в качестве подарка Елизавете Петровне, дотопали своим ходом из Индии в Петербург, где для них построили слоновник на Караванной улице. Чтобы они не мерзли, их поили водкой. Однажды один из заморских гостей взбунтовался, перебрался на Васильевский остров и «изломал там чухонскую деревню» – так-де писали «Санкт-Петербургские ведомости», на которые ссылается художник. Будем считать, что нынешнее мирное явление слона народу – вариант артистической колонизации Васильевского острова.
|
|
|
|

|