Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №2 (95) февраль
На карту

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ: О ПЕРЕПРАВАХ


Каменноостровский мост

Этот мост лишь шестьдесят лет как стал каменным, точнее, стальным с гранитными быками и обелисками. До 1952 года он, как и большинство петербургских мостов, был деревянным.

Карл Беггров. Вид на Каменноостровский дворец. С литографии Степана Галактионова. 1820-е годы


Первая переправа, связавшая Аптекарский и Каменный острова, была наведена здесь еще в 1760-х годах, когда на стрелке Каменного возвели дворец для наследника Павла Петровича и дорога приобрела статус правительственной трассы. Когда Александр I превратил отцовский дворец в свою летнюю резиденцию, старый плашкоутный мост заменили на семипролетный арочный, ставший инженерной достопримечательностью, – он был первым в стране в этом жанре. По имени создателя Августина Бетанкура его прозвали Бетанкуровским. Мост славился своей крутизной. Лихачи стремились промчаться по нему во весь дух, так чтобы екнуло сердце, – сегодня похожий эффект можно получить на старинных каменных мостах на Дворцовой набережной: Прачечном, Верхнем Лебяжьем или через Зимнюю канавку.

 

Гребной парад на Малой Невке. 1929 год




Похожие друг на друга Каменноостровский и Ушаковский мосты, построенные в одно время, образуют уникальный ансамбль. Въездные обелиски и колонны повторяют, в свою очередь, мотивы Троицкого моста, с которого начинается Каменноостровский проспект Конструкция опор моста: быки стоят на «ножках» в бетонных башмаках


    В 1859 году обветшавший мост полностью перестроили. Инженер-путеец Антон Штукенберг предложил заменить арочную систему сложной подкосной. После очередного капремонта в 1899 году мост стал одиннадцатипролетным (на фото). Из-за все возраставших транспортных нагрузок его несколько раз приходилось усиливать. По нему прошли первые маршруты и конки (1875), и трамвая (1909). Кольцо было в Новой Деревне. Маршрут № 2 соединял ее с Михайловской площадью (площадь Искусств), № 3 – с Покровской (площадь Тургенева), № 15 – с Финляндским вокзалом.

Современный пятипролетный мост соорудили в 1952–1953 годах по проекту инженеров Владимира Демченко, Бориса Левина и архитекторов Петра Арешева и Владимира Васильковского. Удачный по масштабу и силуэту, с закругленными линиями быков и плавным абрисом арок, он гармонично сочетается с пологими откосами берегов, еще не забранными в гранит. Как и в случае с Бетанкуровским мостом, при строительстве Каменноостровского тоже были применены технические новшества. Историк архитектуры Андрей Пунин, автор «Повести о ленинградских мостах», пишет: «Раньше быки мостов ставились на фундаменты, погруженные в дно реки. Это была сложная, а порой опасная работа. Инженеры “Ленгипроинжпроекта” решили поставить опоры на высокие длинные сваи, забитые в дно. Если нырнуть под воду с аквалангом, то можно увидеть, что каменные быки моста заканчиваются в метре от поверхности воды, а дальше идут тридцать тонких трубчатых “ножек”. Такая конструкция проще и дешевле, к тому же ее несущая способность намного выше из-за еще одного технического новшества. На нижнем конце сваи, 15-метровой стальной трубы, заполненной бетоном, глубоко в земле расположена огромная бетонная “картофелина” – утолщение диаметром с метр. Делался этот башмак с помощью взрыва. Сваю забивали в грунт, опускали вниз заряд взрывчатки и заливали бетоном. Взрыв раздвигал грунт и еще не успевший затвердеть бетон проваливался в образовавшуюся полость».



Конструкция опор моста: быки стоят на «ножках» в бетонных башмаках




Журнал Хроника Надзиратель
№2 (95) февраль