Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №2 (95) февраль
На карту

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ: О МИФОТВОРЧЕСТВЕ


Призрак Воронихина

С тех пор как на Каменноостровском проспекте появился домик с колоннами, похожий на старинный особняк, можно сказать, что зодчий Андрей Воронихин – genius loci квартала – после длительного отсутствия возвратился на Аптекарский.

Александр Варнек. Портрет графа А. С. Строганова. 1814 год. Автопортрет Воронихина (справа) – словно увеличенный фрагмент портрета предполагаемого отца: собор тот же, а лица похожи


К
ак известно, славу отечественной культуры составили писатели. Людям этой профессии свойственно много и охотно рассказывать о себе. Оттого так привычно представлять их почти родственниками или соседями, о которых все известно. Но когда дело доходит до архитекторов, об этом можно забыть. От строителей Петербурга классической эпохи дошли только имена, в лучшем случае краткие биографические справки, что сродни сухим и скучным послужным спискам. Их личная жизнь, круг общения и чтения, тем более внутренний мир – все покрыто мраком. Создатели гениальных или по крайней мере незаурядных зданий, привнесших в этот мир нечто прежде в нем не бывшее и без них невозможное, они сами как личности никакого следа не оставили. Словно и не жили!

Андрей Воронихин (1759–1814) не исключение. На каждый факт его биографии приходится по нескольку легенд или вымыслов.

Руина

Много лет назад на экскурсии, посвященной Воронихину, гид рассказывал, как плохо время и потомки позаботились о наследии зодчего. Дача Строганова на Большой Невке, рядом с нынешней Ушаковской развязкой, сгорела, интерьеры дворца на Невском, который отдали какому-то НИИ, сохранились скверно, петергофские фонтаны – Воронихинские колоннады – разрушили в войну, даже Казанский собор и тот не доделан.

  Вот и собственную дачу архитектора показывали тогда в щели меж домами на Кировском проспекте, только никакой дачи уже не было. Как пояснил экскурсовод, сей ценный памятник, конечно, не снесли, но разобрали в целях реконструкции, а затем соберут. Случилось это в преддверии Олимпиады-80, часть мероприятий которой проходила в Ленинграде, на Островах. А зарубежным гостям было негоже видеть какие-то полуразвалившиеся бараки. Неподалеку, на Каменном острове, тогда таким же способом «поновили» дачу Долгорукова – по сути, выстроили заново. Была надежда, что и это плохо сохранившееся здание переберут по бревнышку, как церковь на Русском Севере. Вероятно, ради близости к древнерусской традиции бревна с дачи перевезли в Александро-Свирский монастырь, где находилась тогда реставрационная база, да так там и забыли. Многие еще помнят жалкую картину: вместо дачи Воронихина – фундамент и, подобно печной трубе на пепелище, какой-то фрагмент каменной лестницы – все, что осталось от дома. А ведь он мог стать настоящим стержнем всего квартала, напоминанием о золотом веке русской архитектуры. Если бы только сохранился до наших дней! Год назад дом неожиданно материализовался заново, как и многое другое из воронихинского наследия за последние годы: интерьеры Строгановского дворца, Львиный каскад в Петродворце. «Дача Воронихина, – говорится на сайте компании «Возрождение Санкт-Петербурга», – реконструирована в первоначальных формах». Есть только опасение: а что, если та дача, которую «воссоздавали», не имела к Воронихину отношения?

В таком виде старинный дом на Аптекарском привлек внимание первых исследователей русского классицизма, не вдававшихся в подробности, кому и когда он принадлежал. Фото из книги Георгия Лукомского «Старый Петербург» (1916)


Дача

Фасад дачи Воронихина на Каменноостровском, который так восхищал первопроходцев изучения петербургской старины в начале ХХ века, так же странно напоминает дачу Строганова, как автопортрет Воронихина – изображение его предполагаемого отца. Участие зодчего в возведении, а затем и в перестройках дачи благодетеля можно объяснить желанием в собственном доме, расположенном по другую сторону от Каменного острова, повторить в упрощенном варианте господский дом на Черной речке. Впрочем, сходство двух зданий легко объяснить и едиными принципами стиля – русского классицизма, точно так же как сходство людей – тем, что тогда все одевались и причесывались в одной манере, а портретисты стремились придать лицам одинаковые благородные черты. В даче Воронихина все так же, как у Строганова, только немного проще: один этаж, не два, портик с колоннами дорического ордера, как и положено, без баз (о чем нынешние строители, видимо, забыли, базы у колон теперь есть). Но не исключено, что портик был пристроен к даче позднее. Впрочем, и дом-то воссоздан не на своем месте, а гораздо ближе к проспекту.

Это не обратная сторона дачи, а фасад, каким он стал после удаления «ненужного» портика. 1960-е годы

  Как и дачу Строганова, венчал здание купол, но он исчез, когда в середине XIX века новые хозяева надстроили второй этаж. Есть ли достаточные основания считать тот деревянный домик творением Воронихина? Когда в 1814 году зодчий, работавший над проектом следующего петербургского собора – Исаакиевского, скоропостижно скончался, Академия художеств затеяла дело о выселении с казенной квартиры его вдовы – англичанки Мэри Лонд, некогда работавшей воспитательницей в доме Строгановых. Куда должна была переехать мать с четырьмя сыновьями-подростками? На дачу? Но именно на том основании, что Мэри Воронихина упорно противилась выселению, и высказано предположение, что никакой дачи не было. Что только легенда подарила зодчему старинный дом на Каменноостровском. В атласе Цылова, правда, указано, что участок этот в середине XIX столетия принадлежал штабс-капитану Константину Андреевичу Воронину. Это вполне мог быть один из сыновей зодчего. Но если дача и в самом деле принадлежала его семье, она была настолько убога, что постоянно проживать на ней не было никакой возможности, потому и держалась вдова за казенную квартиру.

Дабы восстановить подлинный дом начала XIX века, где, возможно, Воронихин бывал, пришлось бы отыскать в далеком монастыре перевезенные туда бревна, разобрать все, что возведено за последние годы на его месте, и построить деревянный одноэтажный сарай без колонн, без наличников, без каких-либо вообще украшений. Ну и кому нужен столь непритязательный памятник? Решили, по-видимому, не докапываться до истины, затерянной во мраке веков, и не уничтожать тем самым городские легенды, а «воссоздать» дом того самого Воронихина – автора Казанского собора и сына графа Строганова. Иван Саблин

Андрей Воронихин. Вид на Строгановскую дачу. 1797 год. Как в автопортрете лицо Воронихина повторяет черты его благодетеля, так усадьба графа могла повлиять на выбор стиля дачи самого архитектора

   

Родословная

Поистине, загадками окружены все пятьдесят пять лет жизни зодчего. И самую большую тайну составляют обстоятельства его появления на свет. По одной версии, он сын крепостного крестьянина, хотя и служившего в конторе, стало быть, по меньшей мере грамотного, принадлежавшего к своего рода сельской интеллигенции. Ну а сын его мог пойти еще дальше и даже стать одним из ведущих архитекторов столицы, надо было только как-то вырваться из уральской глуши. В этом Воронихину помог хозяин, граф Александр Строганов, давший вольную и всячески способствовавший тому, чтобы он стал именно архитектором. Выходит, не для себя граф старался, ведь можно было сделать из Воронихина домашнего рисовальщика или даже оформителя господских покоев да на том и успокоиться. Нет, Строганов постоянно оказывал бывшему крепостному протекцию, добиваясь для него в Академии художеств званий и чинов, находя престижные заказы. Если с Академией все было просто, поскольку граф ее возглавлял, то для первого заказа на стороне – и не где-то, а в Петергофском парке – пришлось обратиться к самому Павлу Петровичу, который и утвердил колоннады Воронихина у Большого каскада. И это при том, что тот ни в Академии, ни где бы то ни было архитектуре не учился. Кое-какие знания Андрей Никифорович мог приобрести, путешествуя в молодости вместе с сыном графа Павлом по России и Европе, но для профессиональной деятельности этого, согласитесь, недостаточно. Примерно так – по высочайшему повелению – стал в ту пору архитектором откровенный авантюрист Тома де Томон, а позднее Огюст Монферран. Их представляют обычно своего рода «французиками из Бордо», которых уже одна национальность делала в глазах российского общества какими-то сверхлюдьми. История Воронихина, а до него Александра Кокоринова, показывает, что не к одним лишь иностранцам была благосклонна фортуна, перепадало иногда и русским людям, и даже бывшим крепостным. Но все же исключительное внимание Строганова к Воронихину не вполне понятно, как и то, откуда мог граф узнать о талантливом юноше. Вот и родилась легенда, будто архитектор – незаконнорожденный сын Строганова, ведь кровные узы способны объяснить все, коль скоро речь заходит о протекции. Плод внебрачной связи графа был на время отправлен куда подальше в уральские владения, однако отец не забыл о нем и по прошествии некоторого времени вернул к себе и воспитал рядом с законным сыном и наследником. В советское время исследователи гневно опровергали подобные слухи: талантливый выходец из народа был тогда фигурой более актуальной, нежели чей-то незаконнорожденный сын. Быть может, к версии об аристократическом происхождении Воронихина вернутся теперь?

В своем автопортрете (на фоне главного творения – Казанского собора) зодчий, видимо, потому так и похож на графа, что захотел подчеркнуть сходство с покровителем. Стало быть, знал о существовании легенды, которую, допустим, сам проверить не мог, но, по всей видимости, не находил в таком родстве ничего дурного. Не столь уж сурово было российское общество к незаконным отпрыскам высшего дворянства.

Городские легенды




Несложно представить, как экскурсоводы, проносясь в автобусах по проспекту, говорят слушателям: «Посмотрите налево (направо), вы видите собственный дом архитектора Воронихина», – снимая тем самым все вопросы и уничтожая сомнения. Примерно так, на глазах у жителей и гостей города, и пишется история Петербурга.

Автор

Именно Строганов, как теперь говорят, «продавил кандидатуру» Воронихина и при решении вопроса, кому доверить главную стройку столицы – Казанский собор. Но с тех времен и по сию пору остаются сомнения, а ему ли принадлежит авторство одного из самых уникальных зданий столицы? Как-то неожиданно – после первых малоудачных опытов – приходит зодчий к величественной и гармоничной схеме существующего собора. Не взял ли он ее где-то в готовом виде? Называют даже имя «настоящего» творца, это еще более загадочный Василий Баженов. С ранними творениями Воронихина все тоже непросто. Здесь ему буквально на пятки наступает еще один забытый зодчий, опять же из крепостных, Федор Демерцов (1762–1823). Исследователи недавно выяснили, что ему, а вовсе не Воронихину принадлежит убранство парадных залов Строгановского дворца, а также сгоревшая в начале ХХ века дача Строганова на Черной речке. Увы, но о Демерцове известно еще меньше, почти все его бесспорные творения исчезли, в том числе и его «Казанский собор» – церковь Знамения на Невском проспекте, теперь здесь вестибюль станции «Площадь Восстания». Воронихин вроде бы только выполнял роль подмастерья при более опытном архитекторе, познавая под его началом азы мастерства.




Журнал Хроника Надзиратель
№2 (95) февраль