Вереница фасадов на проспекте – демонстрация всего лучшего, что было в русской архитектуре перед революцией
Проспект Добролюбова
Когда в начале ХХ века засыпали Никольскую протоку между Петербургской стороной и островками на Малой Неве и вода покинула
прежние берега, дома по бывшему Александровскому проспекту так и не стали парадным фасадом острова. И все-таки в пользу особого
значения улицы – кратчайшего пути с Петроградки в самый центр города – говорит участие в ее застройке целого созвездия деятелей архитектуры предреволюционной эпохи: Виктора Шретера, Льва Ильина, Василия Шауба, Павла Мульханова и прочих. Все как на подбор специалисты по возведению дорогих и не очень дорогих, но доходных домов.
Не такой уж крошечный дом Шретера потерялся меж двух новейших гигантов
Доходный дом Александра Шретера
Проспект Добролюбова, 8
Управляющий в доме каретного мастера мог позволить себе доходный дом на бурно развивающейся Петроградской стороне, имея сына – преуспевающего архитектора. Здесь даже не один дом, а целых два. Сначала выстроили тот, что поменьше (Зоологический пер., 3), а затем, ввиду возросшей популярности острова, и другой, внушительных размеров (на углу переулка и проспекта). Возведением второго дома
уже не мог заниматься почивший в 1901 году Виктор Шретер, проект выполнил его ученик, сын его сотрудника Иеронима Китнера Максимилиан. Эти зодчие представляют особое направление в архитектуре XIX – начала ХХ века, которое называют и кирпичным стилем, и рационализмом. Последнее понятие более широкое, включает в себя постройки также из дерева или металла и стекла, вообще всякое строительство с акцентом на смелые конструкции при не слишком пышных фасадах, не очень-то похожих на что-нибудь бывшее раньше.
Все это видно и в скромных фасадах этого дома, при том что голый кирпич, раздражавший своей нетрадиционностью местных любителей старины, где-то прикрыт штукатуркой, а где-то оттенен скульптурными деталями (дом № 3).
Доходный дом Владимира Кондратьева
Проспект Добролюбова, 9
Еще одна незаурядная личность среди работавших в Петербурге в начале ХХ века – техник с правом производить строительные работы (даже
не архитектор) Кондратьев, прославившийся как создатель первого дома-коммуны, названного в память Русско-японской войны «Порт-Артур»
(угол Заозерной и Смоленской улиц). Ему, как и многим его современникам, пришлось сделать следующий шаг, логически вытекавший из
рационализма Китнера и Шретера, обратившись к стилю модерн. При этом Кондратьев, кажется, превыше всего ценил простоту и дешевизну.
Что хорошо видно и по его доходному дому на Петроградской стороне, построенному уж точно не для Общества семейных рабочих (учредители
«Порт-Артура») и все-таки очень сдержанному по части деталей, даже какому-то незаметному, особенно рядом с теми дворцами, что буквально заполонили Петроградскую сторону в начале ХХ века. Что ж, ведь должен кто-то разрабатывать дешевые варианты модных стилей.
Два очень похожих дома в стиле модерн возвел по соседству Карл Бальди (№ 13 и 15). А еще одну пару (№ 21 и 21а) архитектор Николай
Порубиновский спроектировал в несколько более смелой манере (с асимметричными фасадами), близкой к северному модерну. Дома заметные, а вот от архитектора, который никак более себя не проявил, осталось только имя.
|
| | |
«Дом с видом на Эрмитаж»
Зоологический переулок, 2–4
Строящийся дом на углу Мытнинской набережной и Зоологического переулка – предмет особой гордости корпорации «Возрождение Санкт-
Петербурга». Из элитного жилья, предлагающегося сегодня в городе, этот вариант превосходит все другие видами из окон. По словам архитектора Евгения Герасимова, много работающего в сегменте элитного строительства, класс де-люкс объектам обеспечивает прежде всего
«место, место и еще раз место». И в данном аспекте с этим домом мало что может сравниться. Из его окон открывается, наверное, лучший
вид в городе: огромная гладь Невы, ансамбль стрелки, Дворцовая набережная, Петропавловская крепость. Неофициальное название объекта в
риэлтерских кругах – «Дом с видом на Эрмитаж».
Проект, разработанный архитектурным бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», предусматривает восстановление исторических фасадов дома-предшественника, снесенного в 2006 году из-за аварийного состояния. В конце XIX века этот участок принадлежал купцу Федору Кирикову. В доме, возведенном в 1883 году и позднее надстроенном (архитекторы Иван Иорс и Иосиф Долгинов), Кириковы жили сами и держали меблированные комнаты. Планировка здания отвечала назначению: неширокие лестницы и коридоры, множество небольших комнат. В
советское время здание арендовал под свои общежития университет. Новый проект, сохраняя внешние параметры прежнего здания, радикально меняет его содержимое.
В доме запланировано лишь девятнадцать квартир, включая апартаменты в мансардном этаже, но все они обладают исключительными характеристиками. Продуманные планировки предусматривают просторные столовые, видовые гостиные, большие светлые комнаты (высота потолков три метра и более), несколько санузлов. При строительстве используются высококачественные материалы, самые передовые технологии отопления, кондиционирования, охраны. На первом этаже разместятся магазины и бутики, объединенные галереей, а со стороны проспекта Добролюбова – бизнес-центр.
Фасад дома общества «Строитель» украшает обобщенный образ архитектора, тоже очень немецкий
Доходный дом акционерного общества «Строитель»
Проспект Добролюбова, 19
В этом случае не так важен автор первоначального проекта (Яков Гевирц), как поновлявший здание в 1920-е Давид Бурышкин. Перестройка несущественная, советский зодчий лишь удалил мансарду (тенденция обратная современной), а детали центральной части фасада – грубые
полуколонны, точнее, полуцилиндры, ибо ни баз, ни капителей, ни иных принадлежностей классического ордера у них нет, и тяжелые балконы меж ними – оставил без изменения. Зато сам вдохновился этими мотивами до такой степени, что потом многие годы упорно им следовал. Детали эти недвусмысленно указывают на источник вдохновения автора перестройки – здание немецкого посольства на Исаакиевской площади, построенное Питером Беренсом. Отвергнутое поначалу как слишком смелое и слишком немецкое, в 1930-е оно стало в Ленинграде исключительно популярно – неудивительно, что самым активным беренсианцем будет именно Бурышкин. Ведь он еще в начале пути
имел возможность оценить, сколь легко цитаты из Беренса могут быть применены практически ко всякому фасаду. Сотрудник Бурышкина Георгий Аскинази продвинулся в деле упрощения классики еще дальше, когда в 1930 году на участке номер 11 строил административный корпус завода имени Кулакова, фасад которого – это чередование широких пилястр и еще более широких окон. Вроде и конструктивизм, а классика где-то рядом. Фасад этот еще можно назвать грубым или упрощенным вариантом здания Текстильного института на углу Большой Морской улицы и Кирпичного переулка.
Дом до перестройки 1920-х годов
|
| | |
В Chin-Chin Cafe предлагают китайскую, вьетнамскую и тайскую еду
Chin-Chin Cafe
Мытнинская набережная, 3
За массивной дверью гостей встречают приглушенный свет, негромкая музыка и счастливое отсутствие плазменных панелей. В окнах – декоративные носороги и вид на Неву. Деревянный потолок, тяжелые портьеры цвета сепии, низенькие бархатные кресла на изогнутых ножках. Камерно и несуетно. И кормят тут обстоятельно, с толком и чувством. Найти достойную китайскую, вьетнамскую, тайскую и индийскую еду в Петербурге непросто. Chin-Chin Cafe, пожалуй, единственное заведение с таким паназиатским предложением. Командует кухней Александр Куренков, его правая и левая руки – братья-индусы Рубен и Йоэль Ленча. Шеф-повар ежегодно ездит в Азию за идеями и
рецептами. В меню числятся том-ям на кокосовом молоке и суп кимчи с морепродуктами, лапша прозрачная по-сингапурски, тофу, обжаренный
на воке, с грибами шиитаке и бамбуком. Не обошлось без утки по-пекински – запеченное филе птицы гарнируется соломкой из свежего
огурца и зеленого лука, стопкой тончайших рисовых блинчиков и сливовым соусом хаосин. Для гостей, которые пока ощущают себя не очень уютно наедине с тарелкой тамариндового супа или жареными вонтонскими пельменями, готовят европейские позиции. В хитах итальянский салат из разномастных томатов и моцареллы под соусом из базилика, лососевый тартар, тыквенный суп и овощной смузи с авокадо, свежим огурцом и сельдереем. В десертах особым уважением пользуется мильфей, прослоенный рикоттой с корицей, маскарпоне с ликером «Бейлис» и свежими ягодами.
Скоро в Chin-Chin Cafe стартуют бранчи и новое меню. С начала года усилиями управляющей Марины Ямуковой и PR-директора Светланы Мельниковой взят курс на активное продвижение паназиатской культуры в массы: в феврале справляли Новый год, запуская в небо китайские шарики, в марте отметят китайский праздник посадки деревьев, в апреле с привлечением селебритис проведут фестиваль воздушных змеев, летом там же запланированы мероприятия для постоянных гостей. А в сентябре грядет день рождения – 22-го числа Chin-Chin Cafe исполняется четыре года.
Дом культуры «Красный Октябрь»
Улица Блохина, 8
Перед подобными курьезами как-то даже неловко отстаивать право зодчих и в XX веке обращаться к наследию классицизма. Помимо хорошо продуманного расположения, никакими иными достоинствами здание на Мытнинской площади не обладает. Слишком разительно – на грани безвкусицы – несоразмерны оказываются в нем низ и верх, поражают непропорционально вытянутые колонны у входа, странным образом напоминающие портал соседнего собора. В начале 2000-х Дом культуры переделали в бизнес-центр.
Неуклюжий «храм» на площади – один из многочисленных советских ДК
|
| | |
Доходный дом Л. Л. Кенига
Кронверкский проспект, 79
Последнее, что построил в Петербурге еще один здешний немец, Карл Шмидт. Это, стало быть, подведение итогов – и воспоминание о стиле
модерн, к которому принадлежат его лучшие творения. Все узнаваемо: круглая башня на углу, вход с угла, круглый вестибюль… Ну и, конечно, орнаментальные мотивы – столь популярные в северном модерне стилизованные птицы. По сути, все украшения здания двумя такими огромными фигурами и ограничиваются, зато птицы с длинными хищными клювами запоминаются раз и навсегда.
Место «Аполло» уступил домик немного сельского вида. Фото 1972 года
Офисное здание «Аполло»
Проспект Добролюбова, 12
На связь с классическими традициями указывает еще и этот дом, построенный совсем недавно (в 2006 году), – как собственным именем, так и названием архитектурного бюро Intercolumnium (термин, означающий расстояние между колоннами).
Фасад «Аполло» – подобие большого выпуклого зеркала
Впрочем, здание это от классики довольно далеко, уместнее говорить здесь о локальном варианте хай-тека, не лишенном некоторой постмодернистской нотки, когда что-то из чего-то вот так неожиданно вылезает...
«Летучий Голландец»
Мытнинская набережная
В 1970-е годы у Мытнинской набережной была пришвартована трехмачтовая шхуна – учебный парусник «Сириус», построенный в 1950-е годы в Финляндии и переданный Советскому Союзу в счет репараций. Выйдя на пенсию, «Сириус» превратился в плавучий ресторан и служил в таком качестве до 2000-х.
В 2003 году здесь появился парусник, сумевший за короткое время стать одним из символов современного Петербурга. Речь идет о «Летучем Голландце», являющемся копией старинного голландского флейта «Амстердам» и объединившем на своих палубах ресторанный комплекс, фитнес-центр и студию красоты. Фитнес-центр может похвастаться двумя тренажерными залами, оснащенными силовыми и кардио-тренажерами
Techno Gym, а также единственным в городе суперэффективным тренажером Power Plate, ставшим незаменимым для всех, кто ценит свое время. Впрочем, спортивным центром премиум-класса делает его не количество залов и тренажеров, а царящая здесь атмосфера уверенного спокойствия и уникальный вид на Эрмитаж и прекрасный ансамбль Стрелки Васильевского острова. Под стать фитнес-центру и салон красоты,
специалисты которого умеют работать с самыми искушенными клиентами, разбираются в новейших модных трендах и могут предложить своим посетителям наиболее эффективные и комфортные процедуры с использованием культовых брендов элитной косметики. Ресторанный комплекс включает в себя аж три ресторана. В ресторане «Терраса» предлагают блюда итальянской и французской кухни. На «Палубе» гости могут
заказать бразильский гриль. В ресторане «Панорама» – японские блюда и русская кухня. С мая по сентябрь открыт ресторан на пленэре «Понтон», к которому могут пришвартовываться яхты. Свою лепту в меню всех трех ресторанов ежегодно вносят приглашенные повара
из Италии, Франции, Испании, Бразилии. На «Летучем Голландце» охотно устраивают всевозможные вечеринки – фотографии гостей на фоне крепости, Стрелки и разведенных мостов часто встречаются в светской хронике. И неудивительно, что гости корабля становятся его постоянными посетителями. Ведь только здесь можно без спешки успеть все - позаниматься спортом, сделать прическу и поужинать с деловыми партнерами.
|