Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру
На карту

ФОТООКНО


Площадная живопись

Традиция «на ноябрьские» украшать улицы и площади агитационными объектами восходит к футуристам, к первой годовщине Революции. Правда, радикальность решений убывала с каждым годом.

Оформление площади у Смольного к годовщинам революции. 1930-е годы


М
аяковский, посетив в 1922 году Пикассо в Париже, спрашивал: «Почему не перенесете вы свою живопись хотя бы на бока вашей палаты депутатов? Серьезно, товарищ Пикассо, так будет виднее. Возьмите ночью ведра с красками и пойдите раскрашивать!» Поэт знал, что говорил. Призыв «Улицы — наши кисти, площади — наши палитры» в России в эти годы выполнялся художниками порой буквально. Витебск с цветными плоскостями домов и мостовых был похож в 1918-м на большую супрематическую композицию. В Петрограде Натан Альтман закрыл фасады на площади Урицкого (Дворцовая) огромными щитами, заменив «имперский текст» образами будущего — того, ради которого и делалась революция. К украшению города Наркомпрос привлекал как футуристов, так и мирискусников. Занятный пример «преображения пространства» запечатлела фотография 1930-х годов. На ограде Смольного — декреты о мире и о земле, мчится на прохожего грузовик с солдатами и матросами, а на огромном щите рядом — «Ленин провозглашает Советскую власть в Смольном». Это еще не картина Владимира Серова, вошедшая потом во все советские учебники, но герои, место действия и композиция те же. А. П.
   

Тень вождя за его памятником. 1934 год


Главный подъезд Смольного. 1935 год


1977 и 1982 год






Журнал Хроника Надзиратель
№6 (99) июнь