КАТАЛОГ: КАПИТЕЛИ КОЛОНН
Завитки и венчики
Бесчисленные колонны, украшающие здания в квартале, позволяют провести небольшой архитектурный ликбез: просто колонн не бывает, каждая принадлежит к определенному классу, именуемому ордером.
|
|
|
|
Капители на Капитолии
Классическая теория не столь строга, чтобы запретить зодчим варьировать традиционные мотивы. Микеланджело на площади Капитолия в Риме (см. рисунок) впервые дополнил завитки ионической капители гирляндами, придав им столь любимые скульптором мотивы скованности и несвободы, точно это не венок из цветов и фруктов, а тяжкие оковы. Фельтен эпигонски повторил этот мотив в оформлении Александровского института.
древних греков в зодчестве было три идеала красоты, соответствовавших мужским, женским и юношеским (точнее, девичьим) пропорциям. Отсюда три их ордера: дорический (5),
ионический (1) и коринфский (6). Так как узреть пропорции способны немногие, тем, кто сомневается в канонической версии происхождения ордеров, проще различать их по форме капители. Это лицо, вернее, голова колонны (от латинского capus). Греческие ордера узнать по капители несложно. Труднее с римскими. Композитный — это синтез ионического и коринфского, его можно отличить по венчику каких-нибудь листьев в основании капители, как у Кваренги на фасаде Смольного института (3). Тосканский (2) часто путают с дорическим. Греко-дорический (он единственный отсутствует в квартале) отличает резко расширяющийся книзу ствол колонны, а римско-дорический — более
сложный антамблемент, то есть та часть стены, что расположена непосредственно над колонной. У тосканского, использованного в пропилеях и в ограде Смольного монастыря, она имеет вид простых горизонтальных полосок. И. С.
|
|
|
№6 (99) июнь |
 |
|