Вход в «Титан». 1952 год
Титан», «Великан», «Гигант» — названия советских кинотеатров рождали ассоциации с искусством массовым, масштабным, но в том числе намекали и на размеры залов. В длинном
вытянутом «Титане» было 700 мест, в «Гиганте» на площади Калинина — 1400, в «Великане», устроенном в Госнардоме, — 2000. Невский с самого появления кинематографа в
Петербурге стал главной синемаавеню. «Уран», «Сирена», «Живая фотография», «Гном», «Мефистофель», «Фоли-Бержер», Majestic, «Пикадилли», «Комик», «Аквариум», «Мулен Руж»,
«Кристалл-палас», The Royal Star, Soleil, «Сатурн», «Унион» — из полутора десятков дореволюционных частных «электротеатров» в советское время возобновили деятельность
«Кристалл-палас», «Пикадилли» (переименованный в 1932-м в «Аврору»), «Паризиана» (с 1920 года «Октябрь»), «Колизей», «Унион».
В 1925 году Всероссийскому акционерному обществу «Пролетарское кино» передали пару кинотеатров на Петроградской и бывший зал ресторана «Палкин». Открыли новый кинозал
12 января 1926 года немецкой картиной «Кабинет восковых фигур», затем демонстрировался фильм Владимира Гардина и Константина Эггерта «Медвежья свадьба». 5 ноября 1934 года в «Титане» прошла премьера «Чапаева».
рупные кинотеатры располагали собственным симфоническим оркестром, руководитель которого заранее продумывал сопровождение немого фильма музыкальными отрывками,
подходившими по содержанию. Иногда кинотеатры обходились трио или квартетом, порой вся тяжесть «киноиллюстрирования» падала на тапера-пианиста, вынужденного в течение
45 минут импровизировать, глядя на экран. По установленным нормам лишь в конце часа ему полагался 15-минутный перерыв. Таперами часто подрабатывали студенты Консерватории, среди них Дмитрий Шостакович и Евгений Мравинский. Поскольку в демонстрации фильмов человеческий фактор оказывался существенным, количество сеансов
было ограничено: два на буднях, три на выходных, а по понедельникам согласно постановлению ЦК Сорабиса (Союз работников искусств) от февраля 1922 года все «труженики сцены» отдыхали.
В 1929 году эпоха «великого немого» кончилась, но музыканты еще долго оставались в штатах кинотеатров.
Традиция концертов в фойе неожиданно возобновилась в 1990-е, когда в фойе «Титана» организовали казино «Премьер». Превратившись в клуб, оно партнерствовало с Петербургской филармонией, приглашая после концертов музыкантов и приближенных слушателей на афтепати. А. П.
|
|
 |
Личный опыт
Татьяна Бершадская
профессор Петербургской консерватории — о концертах в фойе «Титана»
|
ой отец, Сергей Владимирович Бершадский (1881–1942), в 1926 году возглавил оркестр кинотеатра «Титан». Концерты перед началом сеанса устраивались тогда во многих кинотеатрах — в «Октябре», в «Художественном», в «Колизее», папа также работал в «Авроре» («Пикадилли»), где после войны выступал потомственный музыкант скрипач Владимир
Малашкин. Играли то, что сегодня назвали бы легкой классикой: «Музыкальные моменты» Шуберта, миниатюры Грига. Составы были небольшие — по два-три пульта. Иногда приглашали вокалистов. Хотя папа и сам писал музыку (ученик Римского-Корсакова, он окончил Петербургскую консерваторию как скрипач, дирижер и композитор), я не помню, чтобы он исполнял свои сочинения, лишь аранжировки.
В «Титане» была целая цепь фойе, в одном из них стояли рядами стулья, как в концертном зале. Атмосфера была, конечно, не такая, как в Филармонии, но люди с удовольствием слушали, аплодировали, а те, кому хотелось поговорить, могли уйти в другой зал. Потом, уже в 1950-е, из экономии живую музыку заменили записями. «Титан», как и «Аврора», «Октябрь», «Художественный, «Сатурн» на Садовой, не закрывался и в блокаду — это была наша отрада. Билет стоил копейки. Если объявляли обстрел или налет, зрителей выгоняли в убежище, а если обстрел объявляли в другом районе, например на Васильевском, то мы слышали, что снаружи бухает, но продолжали смотреть фильм. Что шло в те годы? Картины, которые были сделаны уже во время войны, — «Машенька», «Март-апрель», крутили и старые ленты: «Истребители» с Марком Бернесом, «Антон Иванович сердится». Помню английскую комедию «Джордж из Динки-джаза», «Леди Гамильтон» с Вивьен Ли, «Первый бал» с Диной Дурбин, «Маленькую маму» с Франческой Гааль. Скрасить ожидание сеансов помогали концерты в фойе. Удивительно, но они продолжались и в войну. Мы иногда даже танцы устраивали.
Откуда силы брались?
|
|
|
|
|
В афишах указывалось не только название фильма, но и «большое концертное отделение»
Сергей Бершадский — дирижер оркестра, выступавшего в «Титане» в 1920–1930-х годах
Фойе кинотеатра. 1985 год
|