На карту

Екатерининский институт. Воспитаницы на занятиях по алгебре. Май 1908 г.
Здание Екатерининского института (Фонтанка, 36) было закончено Джакомо Кваренги в 1807 году. Как все, что строил знаменитый своим уродством даровитый зодчий из Бергамо, Екатерининский институт абсолютно симметричен; в его центре восьмиколонный портик, к аркаде парадного подъезда ведут два пандуса. Левое крыло в точности повторяет правое. Екатерининский институт считался в столице вторым по престижности вслед за Смольным. Назначение институтов благородных девиц — готовить просвещенных дворянок, образцовых жен и матерей. При создании институтов боролись против, обобщенно говоря, госпожи Простаковой, матери недоросля Митрофанушки. Воспитание отличалось строгостью, баловать девчатам не давали. В шесть утра – подъем. 6.30 – общая молитва в большом зале. 7 часов – завтрак сбитнем (молоко с медом). 7.30 8.45 – урок музыки: каждая институтка перед собственным фортепьяно. 8.45–9.00 – чтение Евангелия вслух. 9.00–12.00 – два урока. 12.00–13.00 – обед. 13.00–14.00 – прогулка по двору. 14.00–17.00 – снова два урока. 17.00–18.00 – полдник: хлеб и квас. 18.00–20.00 – танцы и пение. 20.00– 21.00 – ужин, общая молитва. 21.00 – отбой. Как во всяких закрытых учебных заведениях, в Екатерининском институте существовали свои школьные обычаи и даже жаргон.

 

Институтская речь во многом шла от детского языка. Как пишет исследователь институтского быта Александр Белоусов, «ангел», «божество» и «прелесть» перемежаются «дрянью», «ведьмой» и «уродом»; «божественный» и «обворожительный» уживаются с «гадким» и «противным»; за «обожать» следует «презирать». Весьма показательным является обилие уменьшительных форм: «душечки», «медамочки», «милочки», «амишки». Встречаются даже «душечка поганая» или «бессовестная душечка». Важнейшую роль в институтской жизни имел обычай обсуждения внешних данных совоспитанниц: «У нас в каждом классе подруги сообща решали, кто первая, кто вторая по красоте. Я числилась только девятой. Вот они и были уверены, что первая по красоте выйдет замуж раньше других. Следовательно, я должна была выйти замуж девятой». Важный институтский обычай – «обожание». Обожательница чинила обожаемой перья, шила тетрадки, испытывала всяческие мучения, например, вырезая ножиком или выкалывая булавкой инициалы «божества», ела в знак любви к «божеству» мыло, пробиралась в церковь и там молилась за его/ее благополучие. Если же кому нибудь наскучивало долго обожать одно и то же лицо, то та выходила на середину и просила девиц позволить ей «разобожать». Институтки любили рассказы о привидениях. Для того чтобы не срезаться на экзаменах, клали за лиф образ Николая Чудотворца, соль и кусок хлеба. Сословное воспитание было отменено советской властью, и в помещении Екатерининского института после революции располагалась средняя школа, а во время войны — госпиталь. После победы в здании разместилась часть Публичной библиотеки: студенческие залы, газетный отдел, ноты, коллекция земских изданий. Читатель здесь собирается довольно пестрый, наряду со студентами множество вполне взрослых и даже пожилых людей, не получивших высшего образования. Их привлекает возможность погреться, почитать газету «Аргументы и Факты» и пообедать в местной столовой со смехотворно низкими ценами.




№10 октябрь 2003