 |
Федор Шаляпин |
По улице Профессора Попова надо пройти обратно до Каменноостровского проспекта. На правой стороне проспекта, в сторону Каменного острова, – несколько хрестоматийных памятников
архитектуры начала ХХ века. Построенный Федором Лидвалем дом с деревян ными фахверковыми конструкциями находится на углу улицы Чапыгина, замечательной тем, что на ней расположена Петербургская студия телевидения. Дальше от Каменноостровского проспекта отходит коротенькая улица Графтио. В доме № 2-б – Музей-квартира Федора Шаляпина. Дома №№ 63 и 65 по Каменноостровскому проспекту включены решительно во все городские путеводители и учебники истории русской архитектуры. Это одни из самых ранних образцов нового русского палладианства. В отличие от Москвы стиль модерн в его чистом виде (таким, каким мы его видим, например, у Федора Шехтеля) в Петербурге не прижился; в начале ХХ века в моду здесь входит ретроспективизм, интерес к российскому «золотому веку» от барокко до позднего классицизма. Эта мода возникла у художников из «Мира искусства», а затем проявилась в поэзии (прежде всего у акмеистов) и в архитектуре. Дома №№ 63 и 65 построены В. Щуко, который примыкал к мирискусникам, был классиком ретроспективной архитектуры, а затем вполне органично стал одним из основоположников сталинского ампира. Дом № 65, известный как дом Маркова, является вариацией на тему Лоджии дель Капитано – дворца, возведенного Андреа Палладио в Виченце. Щуко впервые в России применил для постройки доходного дома прием гигантского ордера – замкнутую систему полуколонн,
вытянутых на высоту четырех этажей. Для Италии лоджии естественны – там тепло, в Петербурге же они имеют чисто декоративное значение. Между ними – трехгранные эркеры. Дом № 63 примечателен барельефами модного скульптора начала ХХ века В. Кузнецова.
 |
Доходный дом Циммермана, арх. Ф.И. Лидваль на углу Каменноостровского пр. и Вологодской ул. (ул. Чапыгина). Фото 1908 года
|
В Петербурге по сравнению с Москвой редок не только модерн, но и конструктивизм. Зодчие, прошедшие школу «Мира искусства», всегда тяготели к классицистическим формам. Дом сотрудников Института экспериментальной медицины (№ 69"71) построен в 1937 году Н. Лансере. Архитектор учитывал соседство домов Щуко, и архитектура его здания перекликается с архитектурой этих построек. Нечетная сторона Каменноостровского проспекта заканчивается домом № 73-75 для жилищного товарищества, как сейчас бы сказали, кондоминиума или кооператива (архитекторы А. Зазерский и И. Яковлев, 1914 год). Декор заимствован из Франции конца XVIII столетия. Этот жилой комплекс был моден изначально. Здесь к началу Первой мировой войны уже имелись центральное
отопление, подача в квартиры горячей воды, мусоропроводы, прачечные, лифты не только на парадных, но и на черных лестницах, а также чудо тогдашнего ЖКХ – центральная пылевысасывающая станция. В этом доме М. Лозинский перевел «Божественную комедию». Сейчас двор и дом охраняются, а машины, паркующиеся во дворе, поражают воображение.
|