 |
Проект Гостиного двора Ф.Б.Растрелли. Фасад и башня со стороны Невского проспекта. 1760. |
Проходя мимо родного и привычного Гостиного двора, не задумываешься, что это первое утвержденное и принятое к строительству в России здание в стиле классицизм (1761). И уже по одному этому оно есть воплощение идеалов новой эпохи - эпохи Просвещения.
Важно, что именно торговое здание стало началом русского классицизма - не дворец, не храм, а общественные
торговые ряды. По сути, то был подлинный манифест гражданского общества. Сегодня уже мало кто станет оспаривать, что отцом1основоположником русского классицизма был Жан Батист Вален-Деламот. В советское
время его постройки пытались частично приписать Александру Кокоринову: было как1то стыдно признать, что главный русский национальный стиль, считавшийся в сталинскую эпоху воплощением "русскости", происходит от француза. Тогда невозможно было допустить, что ответом на формализм Запада XX века был старый, буржуазный европейский формализм века XVIII.
Любопытно и то, что русское Просвещение, хотя и достигло своего расцвета при Екатерине II, началось все же в
царствование веселой Елизаветы Петровны. И тут нельзя не вспомнить про Ивана Шувалова. Именно он, главный фаворит второй половины жизни Елизаветы, будучи человеком искренне увлеченным науками и
искусствами, принес в Россию и университет, и Академию художеств, и сопутствовавший им классицизм. Его позиция видна и в такой детали: всесильный фаворит остался без высших регалий, не стал даже графом, как
его многочисленные братья. Беспримерная для России сиятельная скромность. И заслуги его - в деяниях.
Гостиный двор - в буквальном смысле хрестоматийная поворотная точка в развитии русской архитектуры.
Стоит кратко вспомнить историю его строительства. В 1736 году случается пожар старого Гостиного двора (что был на углу Невского и Мойки), а проект восстановления в 1752 году выполняет Растрелли. Структура здания
была вполне функциональной, но оболочка должна была стать очередным свидетельством декоративного гения Растрелли: все членения, опоры, карнизы, все должно было быть скрыто под более или менее толстым слоем декора. Пышное, блистательное, эффектное сооружение. Не предвкушение товара внутри, а именно фасад
должен был заманивать покупателя.
Купцы-продавцы воспротивились: слишком дорого. Первоначально затраты на строительство должна была понести государственная казна. Но время шло, началась Семилетняя война, денег в казне не было, все должны были тянуть будущие владельцы и арендаторы. Тут-то и происходит перелом: президент Академии художеств И. Шувалов в 1760 году заказывает новый проект, и 22 мая 1761 года Елизавета утверждает его (до смерти государыни остается семь месяцев и три дня). Это был ясный и логичный проект Валлен-Деламота. Структура
осталась прежней, впрочем, и у Растрелли она была предельно традиционной: неравномерное каре, окруженное
обходными галереями.
|
|
Но фасад стал наглядным воплощением идеалов новой эпохи: благородная простота и спокойное величие. Все опоры арок гульбища украшены скромными дорическими пилястрами. Выделены только углы, там более массивные портики спаренных дорических колонн, да еще центральный вход со стороны Невского проспекта. От старой эпохи - лишь скругления углов и разрывы антаблемента, а в остальном - чистая классика. Из античных ордеров выбран самый непритязательный и функциональный в нашем климате: на коринфских или ионических пилястрах скапливается снег, с дорическими все проще.
Настолько рационально и удобно, что радуешься здравому вкусу тогдашних заказчиков. Сегодняшние могли бы поучиться. И надо помнить: еще достраивается растреллиевский Зимний дворец, только закончен катерининский дворец в Царском Селе - казалось бы, торжество последнего в Европе и невероятно пышного русского барокко неоспоримо. Но нет, наступает новая эпоха. И классицистский Гостиный двор выглядел тогда как high-tech на фоне второго рококо. Этот проект был прорывом и концом эпохи русского барокко и тотального господства Растрелли. Гостиный двор стал манифестом чистой, ясной и лаконичной ордерной системы классицизма.
При этом характерно, что Гостиный двор едва ли не самая строгая постройка Валлен-Деламота: и Академия художеств, и Малый Эрмитаж, и церковь Святой Екатерины на Невском проспекте несут в себе значительно больше отзвуков рококо, они часто напоминают изящный стиль Людовика XVI, а здесь все крайне лаконично. В далекой исторической перспективе ордер (колонны, пилястры, карниз) - только дань античному наследию, а шаг к очищению каркаса уже сделан. Такой простой классики к 1760-м годам и во Франции не было, в Англии была (Иниго Джонс, 1620-1630-е), однако на континенте до нее еще надо было дорасти. Конечно, помогло само назначение здания - торговые ряды. Но оттого и захватывает функциональность мысли архитектора,
увлекает сам подход: назначение определяет средства.
Эта архитектура была признанием в любви античности, однако идейно она шла в русле мечтаний о справедливом и прекрасном устройстве общества, то есть, что любопытно, соответствовала тем идеалам высокого общества, что привели Просвещение к свободе, равенству и братству. Это гражданское сооружение для всех - и тут, собственно, главный пафос. А для всех может быть простым, скромным и полезным. Истинно буржуазные ценности! Внешне никто никого не провоцирует. Строительство шло долго, до 1785 года, сам автор уже в 1775 году вернулся домой, во Францию. Однако вырос ровный общественный и внешне непритязательный центр,
эгалитаризм по форме, но не по содержанию. В конце XIX века это было уже не так понятно: буржуазные ценности потеряли правду и испортились, хотелось пышности - элитарного достатка. В 1886-1887 годах Альберт Бенуа перестроил фасад по Невскому проспекту, насытив его эффектными деталями в духе ренессанса и барокко. Здание стало символом отчуждения потребления от общества. Претензия на богатство как символ достатка. Но послевоенное время вернуло ему прежнюю сдержанность - в 1944-1948 годах фасад классицизировали. В деталях портика по Невскому слегка проступает деревенская простоватость сталинского ампира, зато все стало проще и исконнее: здесь каждый найдет свое, и всем есть место для довольства.
 |
В 1885 году в честь столетия Гостиного двора его решили слегка приукрасить. Фасады по Невскому
проспекту были отделаны, по словам Достоевского, «со старого на новое, для шику, для характеристи.
ки» . колонны были обработаны рустом, их капители – гирляндами, арки – лепниной. Над центром под.
нялся купол, на углах появились барочные вазы и фигуры, державшие щиты с гербом Петербурга. Пере.
стройка вызвала бурную полемику гостинодворцев – некоторые яростно отстаивали проект
Валлен.Деламота – «исторического памятника славного царствования».
|