На карту

Когда неспешно прогуливаешься по этому кварталу, то сначала он кажется скучным, а потом замечаешь, как сюда приходила жизнь в конце XIX века. Все начали застраивать, но неплотно, оттого масса пустырей, садиков, отступов от красной линии улиц, сплошные проходные дворы – такое забавное целое. Среди добротных доходных домов нет ни одного шедевра, но, приглядевшись, находишь немало любопытных зданий. Когда в поисках их авторов открываешь волшебный справочник Б. Кирикова («Архитекторы-строители Санкт-Петербурга»), натыкаешься на знакомые имена.

Эклектика

На Исполкомской улице, от Невского проспекта до Конной улицы, стоит доходный дом В. Давыдова (1898) (2). Архитектора угадываешь сразу, и справочник предположение подтверждает – Павел Сюзор. Сюзор построил много и был суперспециалистом по доходным домам. Его успех и узнаваемость связаны с простой вещью: он наилучшим образом воплотил типологию доходного дома эпохи эклектики. Его дома похожи на аналогичную застройку в центре Вены, на Рингштрассе, один американский исследователь как-то назвал их доходными дворцами, и в этом схвачено главное. Они – для успешного среднего класса, для тех, кому дворцы не по карману, но улучшить стиль жизни хочется. Потому Сюзор так и строил: углы скруглены, над ними аккуратные куполки, по фасаду регулярно распределены двухэтажные эркеры c пилястрами, первые два этажа отделаны рустом. Наличники окон все пышные, с гирляндами. Выглядит богато, но без перебора. Несмотря на спор по поводу того, как называть стиль – историзм или эклектика, глядя на сей стабильный дом, понимаешь, что это искренняя эклектичная и вполне работающая смесь: все ровно, честно прорисовано, вылеплено, проштукатурено, а историзм все-таки относится к началу стиля, к 1830–1850-м годам, когда для подражания выбирали какой-то конкретный стиль.
По сравнению с Веной несколько поздновато – 1897–1898 годы, но ведь Сюзор обратился к модерну, по сути, только в бывшем доме компании «Зингер» (теперь уже тоже бывшем Доме книги), а до этого плотненько застраивал любимый город крепко спаянной архитектурной смесью из разных эпох и стилей. Качество постройки Сюзора еще заметнее на фоне соседа – дома №168 по Невскому проспекту (1898–1899, арх. Владимир Курзанов), там такая чуть дешевая неорусскость, плетенки да решеточки, ясности не хватает (3).

На углу Херсонской улицы и Перекупного переулка – доходный дом архитектора Карла Шмидта (1901–1902), имя его тоже почти (именно почти) угадываешь. Внизу кирпич, выше – штукатурка, на самом верху – разгульный декоративный фриз, по фасаду небольшие лепные вставки, и все венчает шпиль с почти романскими подпорками. Вполне живописно (4).

Торговый дом «С. М. Линцер». Угол Херсонской улицы и Перекупного переулка. 1913г.

Еще на Исполкомской улице есть дом Т. Ерофеева, построенный архитектором Петром Буком (1903–1904). Фасад совсем гладкий, но с любопытными деталями – романскими капительками и востренькими шпиликами. По асимметричному вертикальному ряду балконов со смешными закорючками-«смайликами» понимаешь, что где-то рядом уже бродит модерн. Но этот квартал тем и интересен, что становится ясно: время временем, модерн модерном, а заказчик сам по себе и по деньгам выбирает. Главные архитекторы той эпохи строили в модных тогда местах, прежде всего на Петроградской стороне, а здесь была тихая заводь. Так, совсем позднюю эклектику можно наблюдать на Конной улице, 8.

 

Лев Наткин, возводя доходный дом Т. Павловой (1911–1912), словно старался показать все, что умеет. Разнофигурные эркеры, ионические пилястры, декоративные панно с вазами, ступенчатая башенка, но самое лучшее – дорические порталы входов с шарами. Полная нобилезация доходного места (1). Для того времени такая архитектура была крайне заскорузлой, но в этом квартале есть и модерн. По большей части сдержанный.

Модерн

На Невском проспекте, 156, – четкий доходный дом Д. Парфенова (1910– 1912, арх. Густав фон Голи) (5). Внизу педантично уложенные грубоватые блоки гранита, выше – большое поле желтоватой плитки. Схема здания абсолютно строгая: по краям вытянутые пилястры, пустая середина. Без изысков, но и без проколов. Во многом ему близок дом №5 по Исполкомской улице (1910), архитектор Константин де Рошефор. Тот же гранит внизу, выше плитка, но в целом асимметрично, как бы из двух частей. А главное украшение – арочный вход, словно в подземелье, от этого даже сказочностью веет (8).


И – ноль орнаментов, лишь пустые поля треугольников и овалов, крайне современно (ведь именно тогда Адольф Лоос произнес знаменитое: «Орнамент – это преступление»). Столь же сдержан по фактуре, хотя и в штукатурном варианте, дом на углу Конной улицы и Перекупного переулка (№ 20/6), архитектор Карл Маккензен (1910). Очень строгие членения, и лишь графически тонкая гирлянда над абрисом входа выдает эпоху: неоклассикой в модерне повеяло. Орнаментальный вариант модерна представлен в других домах. Так, на Херсонской улице, 19, неплохая постройка Василия Шене (1913) (6). Аккуратно симметрично, но с рюшечками лепных орнаментов, даже о мирискуснической графике вспоминаешь. Решетки балконов с растительными мотивами и слом верха – главное украшение дома №1 по Херсонской улице (1905–1906, арх. Леон Богусский), впрочем, угол с проспектом Бакунина вполне удачно акцентирован (7).


А лучшее здание из всех – дом Федора Лумберга в Перекупном переулке, 9 (1903). Крайне качественный модерн: внизу – колотый камень первого этажа, излом кирпичных обрамлений окон двигает массу вверх. Но главное украшение – металлические детали: навес над эркером и кованые розочки над карнизом. Вроде и петербургская сдержанность, и мечты о цветущей нежности. Неплох и стоящий напротив советский дом 1970-х годов, с балконами, время постройки сразу даже не замечаешь.
Современность 1980-е – начало 1990-х тоже внесли свой вклад, но не лучший: заметно какое то фатальное отсутствие школы, умения рисовать и ценить детали, а ведь только они и делают эти здания интересными как для жильцов, так и для прохожих. Перечень имен архитекторов, строивших здесь в начале XX века, впечатляет: Сюзор, Лумберг, Шмидт, Шене, Маккензен, де Рошефор, Богусский – мультикультурное сообщество, прямо таки интернациональный стиль.

Так что в этом районе надо двигать вперед умело сделанное жилье. Для целого и крупный акцент бы не помешал. Может, там какой театр или кино построить? Или дискотеку? Алексей Лепорк.





Журнал Хроника Надзиратель
№36 декабрь 2005