 |
Портрет Свиньина работы Тропинина занимал почетное место в «музеуме». «Павел Петрович сидит у подножия Ниагарского водопада, переносит на бумагу прелести американской природы, но… взор говорит ясно, что душа его на отчизне» |
Лет 170 назад, проходя мимо дома на углу Михайловской площади и Инженерной улицы, можно было стать свидетелем забавного зрелища: из дверей, воздев руки, выбегал невысокий человечек и, несмотря на свои округлые формы, с криком "Мивый! Мивый!" проворно догонял проходящего мимо благородного вида господина, а после, взяв его под руку, увлекал за собою в дом. Это был Павел Петрович Свиньин (1787-1839), коллекционер и собиратель древностей, художник, историк, автор стихов и басен, дипломат и путешественник, издатель "Отечественных записок", беззастенчивый льстец, махинатор и проходимец, прототип Хлестакова, знакомец Крылова, Грибоедова, Пушкина, основатель "Русского музеума" - в общем, личность в высшей степени необыкновенная.
Дедушка русской журналистики
Свиньин принадлежал к старинному и почтенному роду. Получив прекрасное образование (сначала домашнее, а позже - в Благородном пансионе при Московском университете), молодой дворянин поступил на службу в Министерство иностранных дел. Во время войны с Наполеоном 1805-1807 годов он участвовал в экспедиции эскадры адмирала Синявина в Средиземное море. Находясь на флагманском корабле "Ярослав", выполнял обязанности переводчика (в совершенстве знал немецкий, английский и французский языки). Свиньин побывал в портах Англии, Португалии, на Гибралтаре, Италии и Греции, участвовал в сражениях у входа в Дарданеллы и у острова Афон. Уже тогда проявилась его страсть к собиранию исторических документов и фиксированию важных событий, свидетелем которых он был: в его личном архиве остались копии документов, относящихся к походу эскадры, описания сражений и акварельные рисунки.
Вернувшись в Петербург с корабля на бал, он тут же отправляется в Новый Свет секретарем русского консульства в Бостоне. Его открытие Америки, почти неизвестной тогда в России страны, протекало страстно и плодотворно. А вершиной его дипломатической карьеры стала "вербовка" и препровождение в Россию французского генерала Моро, согласившегося возглавить антинаполеоновскую коалицию (см. январский "КН").
Вскоре Свиньин оставил службу ради литературной деятельности. Еще в Филадельфии он публикует собственноручно иллюстрированные очерки о России на английском языке. Теперь ответно издает "Опыт живописных путешествий Павла Свиньина по Северной Америке" (1815), а также "Ежедневные записки в Лондоне" (1817), "Воспоминания о флоте" (1818). В том же 1818 году выходит первый номер "Отечественных записок" - первого русского исторического журнала, где Свиньин выступил издателем, главным редактором, арт-директором и автором большинства статей. Направление журнала емко выражал эпиграф: Любить Отечество - велит природа, Бог; // А знать его - вот честь, достоинство и долг.
Сам Свиньин сказывал, что "удаление от родины, неверность известий о ней, сознание, что мы сами весьма мало знаем свое славное отечество... возродили во мне желание посвятить жизнь познанию России, ее доблестей, ее местностей и памятников...". За 12 лет существования "Записок" он опубликовал около 200 документов по русской истории, а циклы его очерков составили позже отдельные издания: "Достопамятности Санкт_Петербурга и его окрестностей" (в шести томах), "Археологические путешествия по России в 1825 г." и "Картины России и быт ее разноплеменных народов", вышедшие уже после смерти автора.
|
|
Первый куратор русского искусства
Любимым детищем Свиньина стал "Русский музеум", также поселившийся на Михайловской площади. Забавно, что, когда в 1903 году обветшавший дом Жербина, где располагалась квартира Свиньина, снесут, напротив начнут строить Этнографический музей по проекту однофамильца - архитектора Степана Свиньина. Не иначе дух места наворожил. Павел Свиньин в одиночку решал задачу, которая начнет волновать государство лишь в конце века, он задумал "составить русскую школу от начала появления живописи в России". Цель экстравагантная по тем временам: подход к истории искусства, основанный на классицистском эстетическом каноне, не предполагал какого-либо разграничения по "национальному принципу". Прекрасное полагалось универсальной категорией, стремление к которой нисколько не зависит от времени и места, которому принадлежит художник. Именно поэтому в крупнейших петербургских собраниях того времени - в Императорском Эрмитаже, в коллекциях Строгановых или Нарышкиных - работы русских авторов находились в одном ряду с Рафаэлем, Пуссеном и Корреджо. Представление о национальных школах складывается только с появлением романтической эстетики, в первые десятилетия XIX века. Именно тогда в Европе появляются собрания, ставшие затем основами национальных галерей. В коллекции "Музеума" Свиньина входили работы Никитина, Ломоносова, Левицкого, Кипренского, Брюллова, Венецианова, Мартоса, Шубина и других художников, чьи имена теперь составляют славу русского искусства. Надо отдать должное вкусу и проницательности собирателя, оценившего их значение задолго до того, как они вошли в хрестоматии. Не обошлось и без курьезов: Павел Петрович включил в собрание "сшитый из паутины чепчик" и "целую картину из паутины", принадлежавшие трудам "благородной девицы Бородиной", как знак ее "неимоверного терпения". Впрочем, это отголосок тогдашнего представления об искусстве, еще слабо отделяемом от ремесла, - Академия художеств воспринималась дворянским обществом как своего рода ремесленное училище, где благородному человеку не то что учиться - директорствовать зазорно. В 1830 году Свиньина, кстати, избрали членом Академии художеств, а через несколько лет и членом Академии наук.
Благородный лжец
"Музеум" Свиньина был достопримечательностью Петербурга, которую всякий образованный гость столицы стремился посетить. В 1829 году был выпущен каталог собрания, тогда же начались переговоры владельца, испытывавшего денежные затруднения, о приобретении коллекции казной и открытии в столице Российского публичного музея. Если бы это произошло, история Государственного Русского музея была бы на полвека длиннее. Однако переговоры затянулись, и в 1834 году собиратель был вынужден распродать коллекцию по частям. Рукописям повезло - их приобрела Академия наук, прочие же экспонаты распылились. Во время распродажи авторство некоторых вещей было оспорено. На вопрос "Где доказательства?" находчивый Свиньин отвечал: "Доказательства продаются отдельно". Этот анекдот иллюстрирует репутацию Свиньина в обществе, которая, несмотря на все его заслуги, была, мягко говоря, неоднозначной. Современники отмечали, что поскольку он "не обладал ни достаточною образованностью, ни проницательностью, то часто впадал в смешные ошибки, поощрял бездарность, наживал себе врагов и сделался предметом злых насмешек". Считалось, что он часто рассказывал о тех местах, где никогда не бывал, и изображал то, чего никогда не видел. Баснописец Измайлов в посвященной Свиньину басне писал: "Имел ко лжи большое дарованье. Мне кажется, еще он в колыбели лгал!" Пушкин в1830 году также посмеялся над склонностью описателя российской жизни к восторженным преувеличениям в пародийной сказочке "Маленький лжец". Пушкинские рассказы о похождениях Павлушки Свиньина в Бессарабии были использованы Гоголем в работе над "Ревизором". Позднее анекдоты и вымыслы о нем размножились и уже после смерти прототипа вытеснили в "петербургском мифе" положительные черты и заслуги создателя "Русского музеума" и "Отечественных записок". Юрий Стрекаловский
 |
Морисвиль. Рис. П. Свиньина. Когда Свиньин ездил под Филадельфию уговаривать опального
наполеоновского генерала Моро поступить на русскую службу, он не мог не запечатлеть для истории его усадьбу |
|