 |
Дом городских учреждений. 1906 г. |
Не каждый квартал может похвастаться настоящими приметами. Все мы знаем, что часто приходится долго и занудно объяснять, как дойти куда-нибудь: пойдите туда, там сверните, это не пропустите, на то или другое внимание обратите. А здесь, в районе канала Грибоедова, Вознесенского и Садовой, все четко. С одной стороны, на углу Вознесенского и Садовой, - башня, а с другой, на пересечении с каналом, - более чем приметный желтый дом с колоннами. Заблудиться сложно. В известном смысле это такое простое и наглядное пособие по градостроительству: все с акцентами; чтобы заплутать, надо постараться. Видно, что архитекторы, возводившие эти дома, хорошо усвоили уроки прошлого. Если Вознесенский проспект начинается от адмиралтейской иглы, то и дополнительный ориентир тоже должен быть с башней со шпилем ("садовой"башенке вторят башни на угловых зданиях на Фонтанке и 7й Красноармейской). Если здание Адмиралтейства - синоним русского классицизма, то и одну из доминант проспекта также сделали "античным домом".Но вот что бросается в глаза: оба здания на Вознесенском построены как бы вне времени и являются примерами обнаженной ретроспекции. Дом городских учреждений возведен в начале XX века по проекту Александра Лишневского -вроде как эпоха модерна, но нет, прикидывается готикой. Школа же на канале вообще после Великой Отечественной войны построена, а выглядит как 1820-е. Можно предположить, что все не случайно. Что архитекторы, оглядываясь назад, подыскивали в прошлом соответствие своим постройкам по назначению. Поскольку дом предназначался для городских служб, то ему придали сходство с гордыми средневековыми ратушами вольных европейских городов, что были"на голову" выше соседних построек. А когда строили школу, то непорочный классицизм ассоциировали с классическим образованием и эллинскими идеалами. Смешно, конечно, ведь и одно, и другое здания лишь играют в соответствие. И городские службы на рубеже XIX-XX веков за зависимость не боролись, да и советская школа от свободных духом академий была ой как далека. Но все же стилизация стилизации рознь, и то, что дом на углу Садовой и Вознесенского построен в начале XX века, понимаешь сразу, а вот со школой- еще вопрос.
Сталинский ампир
Мало кто из гуляющих по Вознесенскому проспекту задумывается, что желто-белая школа на углу канала Грибоедова, выдающая себя за "старый Петербург",- шедевр сталинского классицизма. Это настолько внятное и отчетливо сделанное здание со всеми требуемыми классическими элементами, что, только приглядевшись к нему внимательнее, понимаешь: нет, оно построено не в1820-е и даже не в 1830-е, а точно в послевоенные годы. Из-за отступа и разрыва по красной линии на углу проспекта и канала возникает даже нечто подобное площади. Раньше на этом месте находилась церковь Вознесения Христова, по которой проспект, соответственно, и назван. Церковь была довольно старая. Все началось еще при Петре, дальше церкви Вознесения Господня последовательно возводили Иван Коробов в 1720-е, Александр Вист в1750-1760-е, а завершал вистовскую церковь Антонио Ринальди. Ее освятили в1769 году, колокольню доделали позже, в 1787-м. Церковь стояла в глубине треугольного, засаженного деревьями участка, по сторонам шла ограда, колокольня стояла отдельно, с краю. Само здание было милым и приземистым, с большим главным куполом и четырьмя по-меньше.
|
|
В 1796 году на углу, практически по линии нынешней школы, построили часовню, кстати тоже с колоннами. В 1807-1813 годах церковь перестроил Луиджи Руска, затем ее еще пару раз перестраивали, но уже не так значительно. В целом весь участок производил уютное провинциальное впечатление: тихий уголок, покой и благолепие. Наиболее заметной была колокольня со шпилем (опять же!), стоявшая прямо по красной линии улицы(что необычно для Петербурга), она практически примыкала к сохранившемуся зданию по Вознесенскому проспекту(дом №34а).10 июня 1935 года церковь закрыли, в сентябре 1936-го все снесли, колокольню и часовню тоже. Участок расчистили и быстро приступили к строительству школы, открытой уже к ноябрю1938 года. Но место церкви осталось практически незастроенным. Если свернуть с проспекта во двор, вы увидите на свято-пустом месте лишь школьную спортплощадку и холмик бомбоубежища. Вероятно, фундаменты церкви вошли в состав укрытия, все довольно запущенно и выглядит по-деревенски живописно, даже кирпичная стеночка над горкой возвышается.
Церковь, конечно, жалко, а колокольню, прости Господи, еще больше, но теоретически все можно восстановить. В реальности же есть школа, расположившаяся на том месте, где ранее в церковном ансамбле стояла часовня с двухколонным портиком. Она точно так же располагалась на срезанном углу и вполне традиционно выделяла вход в церковный комплекс. В войну школа пострадала, и ее восстановлением в 1946 году занимался Модест Шепилевский (1906-1982).Проектируя это здание, он о часовне, вероятно, помнил. По первоначальному проекту школа должна была окаймлять весь участок по красной линии, потом были внесены изменения, и флигель по Вознесенскому (тогда проспект Майорова) от главного корпуса отрезали и чуть отставили в глубину. Сам флигель скучноват, зато главное здание с портиком из четырех коринфских колонн превосходно. Архитектор Шепилевский явно был хорошо выучен - Академия художеств, работа у Ноя Троцкого над Домом Советов, - но сознавал свои пределы, ведь по правилам из учебника строить несложно, главное - вовремя о пропорциях и о месте подумать, что здесь и случилось. Лишь этажность и мелкие детали выдают сталинский ампир, а в остальном получился образцовый классицизм. Таких отменных зданий в ту эпоху было немного, давил масштаб и общая грубоватость.
Средневековье из Диснейленда
Про архитектора Лишневского (1868-1942), автора другого углового дома, в превосходных степенях говорить сложнее. Хороший он дом для городских учреждений построил, спору нет, но это архитектура не без нелепостей. Все стилизовано под английскую готику, похоже на ЦУМ в Москве (1908-1910, арх. Р.Клейн, там, правда, был английский магазин "Мюр и Мерилиз"). Масса занимательных фрагментов - химеры, грифоны, плетения; по окнам видно, что модерн где-то рядом бродит. В башне извивы эпохи еще сильнее, но получается этакое Средневековье из Диснейленда. В нишах башни раньше стояли статуи "Труд" и "Свобода" (по смыслу, кстати, довольно грустное сочетание),что, конечно, добавляло живописности(их можно видеть на старой фотографии). Но подлинной изобретательности не больно много: фасадная архитектура, а внутри все, как полагается, функционально (двор овальный, освещенность рабочих мест хорошая). Репертуар Лишневского был по-богаче, чем у сталинских творцов прекрасного мира, многие его дома запоминаются своей непохожестью. Башню на Пяти углах все знают- не без элегантности даже, дом на углу Фонтанки и Большой Подьяческой с роскошной арочной лоджией балконом тоже эффектен, а на Чкаловском проспекте, 31, - просто гигантский многоквартирный терем. Но у Лишневского часть всегда лучше целого. Собрать все в общую композицию ему удавалось редко, так что в этом смысле дом на Вознесенском - один из лучших. Смотришь на него, и не знаешь, что лучше: честный догматизм или многознающая несобранность. Впрочем, наверное, лучше, когда и то и другое вместе, оттого и квартал незабываемый.
 |
Церковь Вознесения Господня. Начало 1900х гг. |
|