На карту

Вдоль Коломяжского проспекта от платформы Новая деревня до павильона "Мицубиси" лежат старые железнодорожные рельсы, потихоньку зарастающие травой, - это все, что осталось от Озерковской ветки Приморской железной дороги.

Частная Приморская железная дорога была открыта в 1893 году и состояла из двух веток: одна вела в Сестрорецк, другая - в Озерки. Вокзал находился в Новой деревне. В 1918-м Приморскую дорогу поглотила Николаевская (Октябрьская), но до того она существовала сама по себе: не соединялась с государственными железными дорогами, по ней ходили маленькие, отличные от других, поезда, кондукторы продавали билеты прямо в вагонах, и вообще вся она была немного ненастоящая - дачная и легкомысленная.

Проект ее устройства принадлежал Петру Авенариусу, который после долгих тяжб с крестьянами Старой и Новой деревень уговорил их уступить часть огородов под прокладку путей. Первым построили участок до Озерков. 23 июля 1893 года на торжественном банкете по случаю открытия дороги среди высокопоставленных лиц присутствовал комендант Петропавловской крепости генерал Веревкин, все-таки часть путей пролегала по территории его владений - Комендантской дачи. Губернатору докладывали: "Приглашенные отправятся на поезде по вновь открытому пути до Озерков, где им будет предложен завтрак, а затем возвратятся обратно в Новую деревню на сервированный обед с музыкой". Надо уточнить, что вокзал хоть и находился в Новой деревне, но не на месте существующей одноименной платформы, а на берегу Большой Невки, на месте современного дома № 17 по Приморскому проспекту. Устроить его ближе к центру не позволили конкуренты - владельцы городской конки (она тоже была частной), так что пассажиры вынуждены были 40 минут добираться до вокзала конкой от Михайловской площади или пароходиком от Летнего сада.

 

Поезда до Лахты пошли через год, к 1895-му эту ветку достроили до Сестрорецка, а позже - до специального созданного тем же Авенариусом Курорта. В районе нынешней платформы Новая деревня образовалась станция Узловая и железнодорожные мастерские, так что сортировка, которую десять раз в день клянут все автомобилисты района, стоящие по полчаса на переезде, существовала уже тогда. На Озерковской линии было шесть станций: Узловая, Скачки - напротив Коломяжского ипподрома (см. далее), Коломяги - в конце Коломяжского проспекта, Графская - в поселке, некогда принадлежавшем графу Бестужеву-Рюмину, Садки - близ Коломяжского садочного двора (с садками борзых собак) и конечная станция Озерки - на подъезде к Суздальским озерам. Время в пути составляло 22 минуты.

Несмотря на востребованнность дороги, акционерное общество, создавшее ее, терпело убытки: слишком неудобен был вокзал на окраине столицы. Владельцы надеялись перенести его поближе к центру и в 1898 году упросили городскую управу продлить дорогу к Литейному мосту. Но запланированный участок построили в 1904 году лишь наполовину, пути заканчивались на углу Флюгова переулка (ныне Кантемировская улица) и Большого Сампсониевского проспекта, чуть-чуть не дотягивая до ветки Финляндской железной дороги. Финансовой стабильности не прибавилось, выпущенные акции не помогли, и в 1907 году прогоревшее предприятие перешло к администрации города. Когда в 1918-м дорогу состыковали с государственной, тупиковый вокзал в Новой деревне закрыли. Но счастливые дни Сестрорецкой Ривьеры были сочтены. На территории Дюн и Курорта создавался приграничный укрепрайон, участки были отчуждены, дачники выселены, вдоль Сестры протянулись ряды колючей проволоки и железобетонные укрепления. К 1927 году разобрали и Озерковскую ветку: стране нужны были рельсы для других дорог. На сохранившейся насыпи в 1948 году устроили Детскую железную дорогу (читайте о ней в следующем номере), а "реликтовый" участок на Коломяжском проспекте сейчас используется как маневренный.

Рудимент Озерковской ветки





Журнал Хроника Надзиратель
№45 сентябрь 2006