 |
Творцы Коменданского: архитекторы Сергей Шмаков, Яков Майзелис и Владимир Шевеленко. 1974 г. |
Последний самолет поднялся в небо с Комендантского аэродрома в 1963 году. В начале 1970-х здесь решили строить жилой район. Его градостроительную концепцию разрабатывала Шестая мастерская ЛенНИИпроекта. Архитектор Сергей Шмаков причастен к планированию 7-го и 9-го кварталов (между проспектом Испытателей и Парашютной улицей), по его индивидуальным проектам построены 16-этажные дома в конце Коломяжского проспекта и спортивная школа с бассейном на углу проспектов Королева и Сизова. За нее в 1988 году он был удостоен Государственной премии.
- Сергей Павлович, вы помните, как выглядел Комендантский аэродром, когда на его месте решили строить жилые кварталы?
- Нет. Вроде какие-то пустыри…
- То есть район проектировали с чистого листа? А есть ли у типовых домов конкретные архитекторы?
- Типовые дома 600-й и 137-й серий были разработаны архитекторами ЛенНИИпроекта Матусевичем, Толбиным, Эрмантом, Кусковым, Кузнецовым и другими. Кварталы на Комендантском - пионеры метода блок-секционного строительства. Если до того преобладала свободная планировка - композицию составляли из отдельных "брусков" и "палочек" ("хрущевок"), то в 1970-е была разработана возможность набирать дома из блок-секций. Тогда это считалось прогрессивной застройкой. Мы пытались сочетать в этих кварталах разные масштабы: на автомобильные трассы выходят крупные развертки домов по двести метров, во дворах на пути пешехода дома складываются в изломанные фигуры. Мне хотелось разделить то, что видит пешеход, и то, что видит автомобилист. Но, к сожалению, блок-секция не индивидуальный проект, поэтому все фасады повторяются.
 |
Эскизы застройки «комендантских» кварталов. На первом плане – многоэтажный круглый гараж |
- Если я правильно понимаю, вы располагали неким набором из типовых блоков, из которых, как из конструктора, складывали кварталы?
- Да, но из блок-секций мы могли набирать дома различных конфигураций. Комендантский - своего рода результат того, что этот экспериментальный метод мог предложить.
- Так это первые "корабли" в городе? И что с ними делать теперь? Кстати, "корабль" - это официальное название?
- Нет, бытовое, хотя довольно меткое. Стилистика фасада действительно палубная, она восходит к идеям Корбюзье, к 1920-м годам, к отрицанию украшательства и декоративизма. В кварталах должны были сочетаться разные серии.
|
|
Правда, когда полгорода оказалось построенным в этой стилистике, разнообразие исчезло. Что же касается срока жизни "кораблей", то тогда им отводилось двадцать-тридцать лет, таков возраст тех железобетонных конструкций. В Москве их сейчас отправляют под бульдозер, у нас… не знаю. Этим занимаются другие мастерские.
- Насколько эти железобетонные конструкции определяли стилистику? И что первично - идеи архитектора или возможности ДСК?
- Первично было решение ЦК об индустриализации строительства. Надо было как можно быстрее вытащить людей из подвалов и коммуналок и переселить их в отдельные квартиры. Всякие нормы разрабатывал Госстрой. Дома собирались из деталей, как на конвейере, по аналогии с автомобилями. Так что облик новостроек обусловлен тем, что выпускали местные комбинаты. Третий ДСК тогда делал "корабли", пятый - детсады и школы, второй - 137-ю серию. 137-я считалась побогаче: все-таки не голый крашеный бетон, а с облицовкой плиточкой. Кто же знал, что она будет так отваливаться. В индивидуальных домах было больше свободы, но под индивидуальные проекты отводилось лишь двадцать процентов застройки.
- А на какую архитектуру вы ориентировались, когда "сочиняли" район?
- Ну, мы очень любили французский журнал Architecture d'aujourd'hui ("Архитектура сегодня"), мне нравились "социальные районы" Жоржа Кандилиса, построенные им в Тулузе. Мысли о разделении масштабов автомобилистов и пешеходов я почерпнул у него.
- Скажите, а французские архитекторы в то время тоже не планировали автостоянок, гаражей, подземных переходов?
- Переходы - это не к архитекторам, есть КГА, Бюро Генплана. А гаражи мы планировали, другое дело, что город их не построил. Вот здесь по углам квартала должны быть такие многоэтажные "кругляки" (см. проектный план на с. 268). Но тогда ведь нормы автомобилизации были другими. На стадии эскиза застройки мы лишь определяли места для общественных сооружений, которые застраивались при наличии денег.
- А какие общественные здания не построили?
- Моя боль - это телецентр напротив "Пионерской", разрушенный в прошлом году. Я все-таки посвятил ему пятнадцать лет. Здание было спроектировано в 1984 году по заказу Гостелерадио. Оно состояло из трех блоков - концертной студии, двух студий АСБ, в центре - редакционный корпус-башня. Перед ним планировался сквер с фонтанами, который одновременно являлся системой кондиционирования. К 1991 году, когда кончились деньги, построили три блока, в концертной студии уже были смонтированы три поворотных круга. До 2002 года все простояло без движения, пока "Макромир" не купил этот комплекс с намерением превратить его в торгово-развлекательный. Его можно было бы приспособить - на месте телестудии устроить кинотеатр, в остальных помещениях торговать, в башне мог бы разместиться бизнес-центр, - и перекресток выглядел бы сегодня иначе. Но маркетологи посоветовали заказчику не возиться, легче все снести и на этом месте построить торговый сарай.
- Я знаю, что у вас мастерская на Коломяжском проспекте. Когда вы бываете в этом районе, вам нравится, что в итоге получилось?
(Пауза.)
- Нравится. Сейчас в новых районах крен произошел в сторону бешеного разнообразия форм, которое обернулось потерей единства. В этой застройке была своя цельность. Если бы сегодняшними красками и сегодняшним методами можно было заново отделать фасады, если бы осуществили задуманное: озеленили район и доделали малые формы… Строят не архитекторы - строит общество. Одни жильцы разобьют у своего подъезда клумбы и альпийские горки, другие - поставят на газоны машины и превратят лоджию в курятник. И город не строится за один день - он, как картина, прописывается многими слоями. Горестный удел обитателей новостроек - долгое время жить на "грунте". Но до новостроек когда-нибудь тоже руки дойдут.
 |
|
|