 |
И. Шарлемань. Вид на голландскую церковь и Невский проспект. 1853 г. |
Рациональность - не самая русская черта, оттого приятно встречать ее не просто в мыслях, а в живой практике, к примеру в устройстве рассматриваемого квартала. Со стороны Невского - благородный классический фасад бывшей Голландской церкви, портик, колонны, все на месте, как и должно быть в Петербурге. А тылы со стороны Волынского переулка образуют два парафраза на тему классики - бывший ДЛТ и бывший жилой дом, ныне офисный центр "Северная столица". То есть по стилю все зарифмовалось, полный порядок. А если вглядеться, то увидишь и здравость подхода к домостроению: красота красотой, но доход ему совсем не помешает! Как раз дом Голландской церкви тому пример: в центре храм, а боковые корпуса сдавались общиной в аренду - под лавки, кафе и конторы. Вот вам и готовый, столь естественный для голландцев, рецепт выживания духовности в рыночной экономике, осуществленный задолго до бодрого прихода последней на русскую землю. Тылы квартала - тоже реализация петровских мечтаний о надежной опоре государства: торговля (большой магазин) и надежные деньги ("Райффайзенбанк").
 |
Читальный зал библиотеки имени Блока |
А между этими тремя общественными зданиями - жилые дома, качественная и без претензий эклектика. Жирность средняя, не давящая. Назначение зданий еще раз доказывает практичность владельцев: нет дворцов, доходные дома, гостиницы, магазины, - словом, здравое размещение капитала, позволяющее спокойно жить. Единственное исключение - двухэтажный дом № 25 по Большой Конюшенной, но он заслуживает отдельного рассказа (см. "Пышки и шахматы"). Среди архитекторов находишь хорошие имена. Например, Александр Красовский (Б. Конюшенная ул., 27, - наб. Мойки, 40, дом с Театром эстрады), он, кстати, автор особняка Дервиза на Английской набережной (Дворец бракосочетания). Соседний дом (Б. Конюшенная ул., 29, - наб. Мойки, 42) построил Давид Гримм, который среди прочего проектировал недавно восстановленную колонну Славы перед Троицким собором на Измайловском проспекте. Но здесь их здания с трудом отделяешь одно от другого: добротная городская застройка ни в плюс ни в минус, она лишь оттеняет главные сооружения - церковь и ДЛТ.
 |
Двор Голландской церкви |
Дом голландской церкви - качественный продукт петербургского позднего классицизма, строил его француз Поль Жако в 1832-1834 годах, тогда все было эталонно интернациональным. Любопытно, что голландская - первая из церквей на Невском и по месту, и по времени строительства. Да, все знают: левая, солнечная сторона проспекта предназначалась для иноверцев и родные петровскому сердцу голландцы сюда пришли уже в 1733 году. До православия еще дошагать надо, а протестантский прагматизм тут уже, не откладывая. И все в соответствии с каноном - сдержанно, без аффектации, и не отдельно стоящий храм, а лишь занимающий часть здания.
|
|
О его существовании в длинном доме с портиком можно и не догадаться. На функцию указывает только скульптурная группа на фронтоне - два ангела, держащие раскрытое Священное Писание, да купол в центре. Даже если войти, то церковный зал обнаружишь лишь на втором этаже. Круглый зал с колоннами искусственного мрамора, и вправду очень красив. Его историческим прообразом послужил зал мавзолея Диоклетиана (нач. IV в.) в Сплите, в нынешней Хорватии. И, что опять же примечательно, зал любопытнее здания. А ведь Жако все как раз по залу и знают: именно он в 1834-1839 годах построил петербургское Дворянское собрание: фасады строго по Росси, а внутри заключен просто-таки символ петербургской классической сдержанности - нынешний Большой зал Петербургской Филармонии. Он же перестроил и дом Энгельгардта, где теперь находится Малый зал Филармонии. Но для истории архитектуры Жако важен и тем, что одним из первых стал возводить большие доходные дома, удержавшись в рамках классицизма. В собственном доме на углу Большой Морской и Кирпичного переулка (там, где "Макдоналдс") он чуть ли не первый в Петербурге предусмотрел большие витринные окна на первом этаже. С момента постройки там сразу разместились магазины-рестораны, и торговля (теперь исключительно быстрым съестным) не покидает насиженное место до сих пор. Дом голландской церкви тоже строился в расчете на "самоокупаемость" - как духовно-торгово-офисный центр. Деньги общине в долг дал сам Николай I, их выплачивали до 1859 года, зарабатывая на аренде помещений. Даже когда всех голландцев из Петербурга изгнали, их магазины и конторы заняли советские счетоводы и клерки. Непотопляемое кафе "Минутка" держалось до последнего (его сменил американистый ресторан "Сабвей"), а Дом военной книги сохранил не только помещения, но и профиль.
Дом ленинградской торговли, а прежде торговый дом Гвардейского экономического общества, замыкающий квартал, стоит на участке, где в XVIII веке жил несчастный Артемий Волынский, казненный Анной Иоанновной. Был канцлер не то чтобы особенным патриотом, но политически инициативным, за что и пострадал. В 1907 году этот участок от Конюшенной до Мойки купило Гвардейское экономическое общество и решило нажиться. На Большой Конюшенной в 1908 году стали строить торговый дом по проекту Вирриха. Эрнест Виррих известен по большому счету двумя постройками - этим зданием и комплексом Политехнического института. Строителем он был опытным и даже продвинутым. Всю конструкцию решил сделать из железобетона, который тогда как раз начинали широко использовать: под зданием на глубине 3,4 м залегает бетонная плита толщиной 80 см, а дальше весь каркас целиком отлит из железобетона. Для 1900-х годов вполне прогрессивное решение, но дальше для архитекторов проблема была в том, как этот скелет одеть. В данном случае не особенно мучались, наш стиль - классицизм. Оттого здание и наделили рядом классических деталей: пилястры, разные орнаменты, чугунные венки, фронтон над карнизом, стилизованные гермы ротонды, поддерживающей такой "постсоветский" шпиль. Однако фасад в итоге получился плоским и гладким, а этажные членения гигантскими, тем более что второй и третий этажи объединены арками. Вышло несколько голо, шедевром не назовешь (это в утешение нашему времени), но улица узкая, здание высокое, поэтому в глаза не бросается. Функционально же вполне убедительно: атриумы воздушные, внутри удобно и светло. В1912 году сломали соседний дом по Конюшенной и пристроили второй, малый зал под общей декорацией. В целом скромность фасада выглядит вполне достойно; другое дело, что в Европе в это время экспериментировали в духе модерна, и это здесь в элементах проскальзывает, но соответствия конструкции и декоративного решения как-то не найдено. Видно, рано еще было упрощать, хотя уже через несколько лет сотрудник Вирриха Николай Васильев сделал убедительный конструктивный "Новый Пассаж" на Литейном проспекте (№ 53).
Последней предреволюционной постройкой квартала был жилой дом Гвардейского экономического общества (наб. Мойки, 32, 1912), крайне элегантное здание (см. с. 301). Конечно, не классицизм, но тонкий парафраз. Все пилястры висят в воздухе, карнизы прерываются и превращаются просто в линии, никакой конструкции за всем этим классическим декором нет, но нарисовано уверенно. Архитектор Иван Балбашевский известен по постройкам железнодорожного батальона и автомобильной роты между Витебским вокзалом и ТЮЗом, но здания на Пионерской площади сильно смахивают на настоящую классику, а здесь - графическая фантазия. На фоне заканчиваемого напротив жилого дома на Мойке, рядом с Генштабом, просто красота. Вот что значит образцовая выучка на службе доходного дела. Хороший квартал, все на ту тему, что образованный вкус здравым капиталовложениям не помеха. Алексей Лепорк
 |
Проект голландской церкви. Главный фасад. Арх. П. П. Жако. 1837 г. |
|