На карту

Сложно в Петербурге строить: что ни сделай, всё ругаться будут. То высоко, то мелко, то старомодно, то авангардно. Решиться на совсем новое - опасно, да и большой талант необходим. Хорошо было сталинским архитекторам: партия скомандовала равняться на классиков, так и вырисовывали по образцам, и хорошо получалось - в глаза не бросается. Можно, конечно, и сегодня так поступать, но тогда надо быть очень последовательными и аккуратными и выучку иметь образцовую. Еще труднее стилизоваться, встраиваться, умело адаптироваться к контексту. Удачи - наперечет, но Волынскому переулку повезло, там их целых две: две новые работы, и обе - в точку. Все, кто привык ходить по городу и смотреть по сторонам, знают, как легко заметить переделки, особенно на крышах. Вот вроде старый дом, а сверху мансардный этаж или два прилепили, и сразу глаз режет. Раздражают убогие лекала рам, грубые детали, вся та мелочь, по которой фальшивка вылезает. А вот дом на углу Волынского и Мойки - счастливое исключение. Иногда смотришь на него и забываешь, как было раньше, настолько органично вписались добавки. Мастерская Лидии Уховой сотворила из жилого дома офисный центр образцово. По соседству, на Мойке, 22 (отель "Кемпински"), у них все не так хорошо вышло, грубовато, верхние этажи вылезают, а здесь линии легли одна в одну, идеальный профиль крыши, хорошие окна и все остальные детали точны, вплоть до дверей и стекол.

 

А рядом по Волынскому долго коптил какой-то маленький заводик или что-то в этом роде, и между голыми брандмауэрами ютилась построечка с забором и проходной. Картинка была живописная, петербургская, один в один мотив из Мстислава Добужинского или для него.

Можно было снимать как старый Петербург начала XX века. Но понятно, что место чересчур центральное, чтобы жить как в провинции. На смену забору и сараю пришла многоярусная автостоянка - три этажа вниз, несколько вверх. Сама идея, без сомнений, здравая, пробки в городе становятся все бесконечнее и безнадежнее, дальше только хуже будет. Странно, что город, владевший всем, так лихо распродал участки в центре, и где эти гаражи дальше строить, непонятно. Но здесь вовремя успели. И к архитектору Михаилу Мамошину ноль претензий. Решили стилизоваться под северный модерн и сделали это качественно. Вообще, ведь стройка шла абсолютно по сценарию соседнего Дома торговли: сначала залили бетонный каркас, потом его одели. На сетку ДЛТ явно смотрели и в этажных членениях, и в ритме вертикальных опор. Но одели даже лучше, чем ДЛТ, придумали эффектные крупные арки со скосами, сами простенки отделали четкими композициями из грубо колотого гранита. Откровенно учились у Васильева, Бубыря и прочего северного модерна, но вариации оказались чуть не лучше оригинала. Здание завершается довольно весело выпирающей бетонной плитой, она, наверное, еще не доделана, но выглядит стильно, этакий брутализм, жестковато и с грубостью. А выше - еще три стеклянных этажа уступами: и солнце не закрывает, и над улицей не нависает. Тоже не новая идея, но дело не в том, новое или не новое (где оно, это новое, вообще возможно?), зато продумано, вышло дельно и качественно. Просто хорошо, даже если не сравнивать с массой архитектурных неудач, глупостей и попросту преступлений. Везучий квартал, ведь где еще в центре так сильно с новостроем подфартило. А.Л.





Журнал Хроника Надзиратель
№48 декабрь 2006