На карту

Факты биографии, определившие характер местности



1. "Это город Ленинград"

Несмотря на то, что Большая Охта как населенный пункт старше Петербурга, напоминают об этом лишь шведские пушки Ниеншанца на бастионе-памятнике. Почти вся нынешняя застройка района - советского периода. Деревянную и довоенную Охту, которая выглядела как провинциальный городок средней России, разобрали на дрова во время войны, а что осталось - снесли в несколько этапов. И дальше район "прописали слоями". В начале 1950-х застроили трехэтажными домиками Среднеохтинский, затем на Большеохтинском появились сталинские ампирные многоэтажки, и, наконец, в 1970-е Свердловской набережной придали цельность и монументальность зданиями универмага "Юбилей".

За этим могучим невским фасадом жизнь сохраняет старорежимную неспешность. На Охте выжили советские булочные и "ремонты обуви", кооперативные кафе первого призыва с трогательным дизайном из вагонки, "опаленной" паяльной лампой. Здесь много зелени и мало рекламных щитов. Так же, как и сорок лет назад, по Среднеохтинскому грохочут трамваи, а 22-й автобус-"гармошка" возит народ из центра. Настоящий Красногвардейский район, даром что площадь Брежнева переименовали.

Трусцой до центра по набережной бежать полчаса, на машине можно долететь за пять минут

 


2. Нева рядом

Самый лучший вид Охты - это вид на реку, на излучину, на Смольный, на центр, который - там, за поворотом. Именно широченная Нева дает району ощущение простора и огромного неба. По Свердловской набережной можно не только быстро-быстро пролететь на машине, но и с чувством пройтись пешком по эспланаде. Она всегда пустынна, поскольку пешеходные переходы здесь не запланированы.

3. Особый путь

Охта вошла в городскую черту в 1828 году, но еще долго жила замкнутой герметичной жизнью. Адмиралтейские плотники, населявшие ее с петровских времен, даже жениться могли только на охтинках. Эта обособленность чувствуется до сих пор и связана, прежде всего, с правобережностью и отсутствием в районе метро. Транспортную проблему надеются решить с помощью Орловского тоннеля под Невой (между Смольным и шоссе Революции). Но уже лет двадцать все охтинцы и полюстровцы с угрюмой тоской взирают на заброшенную шахту на углу Пискаревского проспекта и шоссе Революции - надежда увидеть на ее месте светящуюся голубую букву "М" не умрет никогда.

4. Оседлость и осмотрительность

Судя по последним событиям, вызванным проектами Газпрома, охтинцы дорожат своей автономией и ни за что не хотят ей рисковать. На митингах и пикетах они требовали одного - "оставьте Охту в покое, не надо ни туннеля, ни офисного центра, ни новых дорог, оставьте нам большое небо, Смольный за рекой и чистый воздух". Такая консервативность объясняется, вероятно, тем, что Большая Охта была заселена в 1950-1970 годы, и ее население мало менялось. Здесь мало строили и сюда неохотно переезжали. Так что большинство охтян прожили здесь много лет, к этой неспешной жизни привыкли и к любым революционным переменам - а строительство небоскреба их повлечет неизбежно - относятся крайне негативно.

Классицистскому Экзерциргаузу трудно оставаться нарядным – его обрызгивают грязью денно и нощно





Журнал Хроника Надзиратель
№52 апрель 2007