На карту

Пустынный лес графов Шуваловых, случайные дачи на берегах озер, образцовый дачный поселок, заброшенный пригород Ленинграда, престижный район Петербурга - так менялись Озерки на протяжении трех столетий.


Местность от Поклонной горы до нынешней Осиновой Рощи была пожалована служивым дворянам Шуваловым еще Екатериной I. При восшествии на престол Елизаветы отличившиеся братья Шуваловы, Александр и Петр, за усердие и верность боевой подруге молодости были возведены в графское достоинство. Графскую резиденцию построили в Парголово - в Шуваловском парке и сейчас сохраняется дворец последней наследницы графини Воронцовой-Дашковой. А земли по левую сторону от Выборгского тракта - будущие Озерки - долгое время оставались нетронутыми. Переселенным шуваловским крепостным из-под Суздаля велено было охранять прекрасный сосновый лес от вырубки. (С тех пор озера стали называться еще и Суздальскими). Поскольку шуваловское имение было майоратом - то есть передавалось по наследству от отца к старшему сыну, его нельзя было ни подарить, ни поделить, ни продать без высочайшего (царского) разрешения. Но с середины XIX века граф Андрей Павлович Шувалов, идя навстречу многочисленным просьбам горожан, стал сдавать участки на берегу озер в аренду.

Поскольку статус этих участков был не определен, вкладываться никто особенно не спешил - строились дачи хаотично, контора управления имения, собиравшая деньги, не заботилась о благоустройстве местности и лишь облагала пошлинами ловлю рыбы в озерах, проезд транспортных средств по территории майората, охоту в графских вотчинах и т.д. Лишь в 1876 году, спустя несколько лет после смерти графа, его наследники, обремененные долгами, решили эти территории продать и получили на это разрешение государя. После того как в 1870 году по графским вотчинам прошла линия железной дороги и из города стало возможно добраться до Шувалова за двадцать минут, интерес к этим землям у потенциальных дачников многократно возрос. Но запрашиваемая Шуваловыми сумма в тридцать пять тысяч была столь велика, что купить такой огромный участок можно было только в складчину.

Дамы с колясками и собачками – константные героини дачных поселков

К счастью, делом занялся известнейший в городе юрист Дмитрий Стасов, сын известного архитектора Василия Стасова (Троицкий собор, Московские и Нарвские ворота) и брат известного художественного критика Владимира Стасова (крестного отца "Могучей кучки"). Дмитрий Васильевич местность знал отлично (у брата была дача в Парголове) и представлял, что и как нужно делать. Было организовано "Товарищество на паях по постройке дачных помещений в Шувалове", оно успешно распродало участки на аукционе и тут же озаботилось благоустройством дачного поселка - прокладкой дорог, транспортом, освещением.

В Уставе Товарищества было оговорено устройство "мест для гуляний, музыки и танцев". В этом "Стасов и К" воспользовались проверенным "павловским" рецептом. Когда в 1837 австриец Франц Герстнер заманивал пассажиров на только что построенную им царскосельскую железную дорогу, он устроил на конечной станции - в Павловске - музыкальный Vauxhall, то есть вокзал.

 


Озерковские дачницы любили ездить
верхом в Удельный и Шуваловский парки

По образцу лондонского Воксхолла, публику "на кольце" ждал нарядный павильон, где по выходным устраивались концерты, фейерверки, гуляния. Летом Павловский вокзал ломился от дачников, сюда выписывали на концерты самого Штрауса из Вены. В Шувалове похожий музыкальный вокзал построили не у железнодорожной станции "Шувалово", а немного подальше - на пригорке между Верхним и Нижним озерами. Его окрестили "Озерки", и со временем название перешло на всю местность и даже материализовалось в настоящий вокзал - на Финляндской железной дороге добавили одноименную станцию и соединили ее с концертным залом крытой галереей.

Летом в "Озерках" три раза в неделю играл симфонический оркестр под управлением скрипача из Мариинского театра - чеха Войтеха Главача (Глинка, Штраус, специальный озерковский вальс "Мелодии Озерков" и др). Выступал хор Архангельского, хор Агренева-Славянского, цыгане. Прилегающий ресторан славился отменной кухней. Через два года "Товарищество" добавило к развлекательному комплексу большой зал для танцев. А если учесть, что на садовой эстраде играл оркестр лейб-гвардии Преображенского полка и офицеров было полно и в публике, то неудивительно, что скоро Озерки, как писал столичный журналист, "зацвели невестами". Когда со временем добавили еще и театральную сцену, пришлось пускать из Озерков дополнительные "ночные" поезда, увозящие в столицу публику после спектаклей корифеев русской сцены.

Александр Блок в Озерках

"Вдруг увидел афишу в Озерках: цыганский оркестр под управлением Николая Шишкина. Почувствовал, что здесь - судьба. Я остался в Озерках. И действительно, они пели Бог знает что и совершенно разодрали сердце".

Из письма 1911 г.
В Озерках гастролировала Ермолова, Давыдов, Дальский, в 1894-м здесь дебютировала Вера Комиссаржевская, а в 1898-м - Елена Грановская, ставшие вскоре звездами Петербурга. Одним вокзалом дело не ограничилось, в Озерках открылись театры "Эльдорадо", "Буфф" и "Шантеклер". Озерковские импресарио были всеядны и занимались как серьезными спектаклями, так и цирковыми представлениями (очень любили в Озерках Дурова с дрессированными зверями), цыганами, фокусниками, всеми, кто был готов развлекать дачную публику. Вскоре королем времяпрепровождения стал синематограф - сеансы устраивались во всех общественных помещениях. После революции все театры Озерков позакрывались. Обветшавший музыкальный вокзал был разобран в начале 1930-х, а на месте "Шантеклера" в 1950-е годы построили кинотеатр "Озерки". Сегодня его живописная руина лишь обозначает место, где сто лет назад кипела бурная дачная жизнь. Анна Петрова





Журнал Хроника Надзиратель
№55 июль 2007