На карту

Аничков дворец. Гравюра Я. Васильева по рисунку М.Махаева. 1750 г.
Елизавета Петровна распорядилась построить дворец на углу Фонтанки и Невского в 1741 году. Это место в тогдашнем Петербурге было, как сейчас берег Суздальского озера, Пушкин – нечто модное: не город и не загород. Можно трактовать как роскошную дачу, можно – как столичную резиденцию. Строился дворец с непонятной целью: императрица не нуждалась в дополнительной жилплощади: одновременно возводились Петергоф, Царское Село, нынешний Зимний. Гражданский муж ее, Алексей Разумовский (они тайно обвенчались в 1742 году), делил кров с императрицей много лет и в отдельном жилище как будто не нуждался. Меж тем дворец строили сначала Земцов, потом Демерцов и, наконец, Растрелли. Огромная усадьба простиралась от Фонтанки до Садовой, к реке вел канал, вдоль Невского, вплоть до нынешней Публички, простирались павильоны и оранжереи. Однако, как выяснилось, дворец, построенный к 1756 году, оказался нелишним. Как раз к этому времени сорокалетняя Елизавета сошлась с двадатидвухлетним Иваном Шуваловым, а своему сверстнику Разумовскому в утешение подарила вновь построенный Аничков. Милый и хлебосольный Алексей Григорьевич, попавший в фавор из певчих, никогда не строил из себя вельможу, был по-малороссийски домовит и хлебосолен. Младшего брата – пастуха Кирилла – сделал президентом Академии наук, украинским гетманом и фельдмаршалом. Любил выпить горилки под сало с земляками из Глухова и Полтавы, дружил с батюшками и купечеством. Умер он бездетным в 1771 году, пользуясь уважением царствовавшей к тому времени Екатерины. Императрица и приобрела дворец у наследников Разумовского. Следуя примеру предшественницы, она решила отдать его своему отставному фавориту, гражданскому мужу и вечному другу Григорию Потемкину: «Извольте принять его, исправить и убрать его приказано по вашему вкусу, употребив на то до 100 000 рублев». Для Потемкина Аничков перестраивал архитектор Старов. Но у Потемкина был еще и Таврический дворец, он решил, что деньги в хозяйстве будут нелишними, и продал дворец на Фонтанке купцу Шемякину. Екатерина решила, что это не дело, все же Потемкин завоевал для России Крым. Она выкупила Аничков дворец у Шемякина и снова подарила его Григорию Александровичу, а тот уже продал его в 1785 году второй раз, теперь – в казну. Казна не знала вначале, что делать с пустующей недвижимостью: сдавала частным лицам, гастролирующим актерам. В 1794 году во дворец перевели Кабинет Ее Величества («со всеми его экспедициями, архивами и вещами») – ведомство, управлявшее царскими делами и имуществом. Часть дворцовой усадьбы от нынешней площади Островского передали Дирекции императорских театров. Бассейн и канал засыпали, и в 1803 году Александр I распорядился, чтобы архитектор Кваренги построил для Кабинета каре зданий, выходящих на Невский, Фонтанку и упраздненный позже Аничков переулок. При этом вдоль главного проспекта столицы шла галерея (варварски заделанная в 1885 году), где размещались купеческие лавки, фактически бутики: товар в основном импортный и дорогой. Этим-то кваренгиевским каре с замечательной аркадой, выходящей на Фонтанку, кабинетским чиновникам и пришлось вскоре ограничиться. Сам дворец в 1809 году Александр подарил своей сестре Екатерине Павловне. Эту свою сестру император особенно любил (как утверждали недоброжелатели, далеко не братской любовью). Екатерина была умница, покровительствовала Карамзину, дошла с братом и русской армией до Парижа. Именно к ней сватался в 1808 году Наполеон, но государь отклонил это предложение. Наполеон страшно обиделся, отношения между державами испортились, дальнейшее – известно. Дворец был ей подарен по случаю ее замужества с Георгом Ольденбургским, чье княжество в Германии Наполеон аннексировал, так что тому некуда было увезти супругу. Для Екатерины Павловны дворец перестраивал Луиджи Руска. Георг Ольденбургский умер в 1812 году, и в 1816-м его вдова Екатерина Павловна вышла замуж за наследного принца Вильгельма Вюртенбергского, уехала к мужу и стала королевой Вюртенбергской. Дворец снова опустел. В 1817 году Александр Павлович отдал его своему брату Николаю, будущему императору Николаю I. Для наследника работал Карл Росси, соорудивший, в частности, два павильона по углам нынешнего Сада отдыха и чугунную ограду вдоль Невского проспекта и Александринского театра. Взойдя на престол, Николай I попрежнему предпочитал Аничков дворец Зимнему. Именно в Аничковом император, обожавший актерствовать, играл роль гостеприимного хозяина, первого дворянина России, светского человека. Здесь происходили его знаменитые балы (которые так не любил Пушкин и которыми так увлекалась Наталья Николаевна). В 1855–1860 гг., после смерти Николая I, дворец делили вдовствующая императрица Александра Федоровна и великий князь Николай Николаевич, которому еще только строили его собственную резиденцию (будущий Николаевский дворец).

 

В 1865 году дворец начинает отделывать архитектор Жибер для наследника престола, сына Александра II Николая Александровича, но тот внезапно умирает. Его младший брат Александр Александрович женится на невесте покойного Дагмаре Датской, она становится Марией Федоровной, а он – наследником. Будущий Александр III всегда был человеком самостоятельным, реформам своего батюшки не сочувствовал, его морганатический брак с Екатериной Долгорукой осуждал. Аничков дворец при нем стал центром консервативной оппозиции, в которой важную роль играли воспитатель наследника Константин Победоносцев и Федор Достоевский, читавший вслух великокняжеской чете «Братьев Карамазовых». Так же, как его дед, Александр, став императором, не забыл Аничков. В Зимнем он появлялся редко. Вся его не по-царски экономная и достойная семейная жизнь происходила во дворце на берегу Фонтанки. Тут вырос и последний русский император Николай II. Все, что осталось в нынешнем Дворце творчества юных от старого Петербурга, относится именно ко временам Александра III. В 1894 году, после смерти мужа, во дворце вплоть до 1917 года жила вдовствующая императрица Мария Федоровна, сохранявшая обстановку своего горячо любимого супруга. К началу 1918 года относится действие рассказа Исаака Бабеля «Дорога», герой которого с распавшегося фронта добирается до Петрограда и оказывается у своего бывшего унтера Калугина, охраняющего дворец. «– Была не была, – сказал Калугин, когда мы разделались с кониной. Он вышел куда-то и вернулся с двумя ящиками – подарком султана Абдул-Гамида русскому государю. Один был цинковый, другой сигарный ящик, заклеенный лентами и бумажными орденами. “A sa majeste l’Empereur de toutes les Russies* , – было выгравировано на цинковой крышке, – от доброжелательного кузена…» Библиотеку Марии Федоровны наполнил аромат, который был ей привычен четверть столетия назад. Папиросы двадцати сантиметров в длину и толщиной в палец были обернуты в розовую бумагу; не знаю, курил ли кто в свете, кроме всероссийского самодержца, такие папиросы, но я выбрал сигару. Калугин, улыбался, глядя на меня.

-Была не была, – сказал он, – авось, не считаны… Мне лакеи рассказывали – Александр Третий был завзятый курильщик: табак любил, квас да шампанское… А на столе у него, погляди, пятачковые глиняные пепельницы да на штанинах – латки… И вправду, халат, в который меня облачили, был засален, лоснился и много раз чинен. Остаток ночи мы провели, разбирая игрушки Николая Второго, его барабаны и паровозы, крестильные его рубашки и тетрадки с ребячьей мазней. Снимки великих князей, умерших в младенчестве, пряди их волос, дневники датской принцессы Дагмары, письмы сестры ее, английской королевы, дыша духами и тленом, рассыпались под нашими пальцами». До Екатеринбурга оставалось полгода. С осени 1918 г. во дворце находился Музей города, не Петербурга, а именно города вообще, то есть и Рима, и Чебоксар. Это было превосходное, вполне авангардное научное учреждение, в нем сохранялась и обстановка императорского дворца, и новые экспозиции. В начале 1930-х мебель, фарфор, живопись, библиотеку продали за границу, большинство музейщиков отправилось на Соловки и Беломорско-Балтийский канал. А в 1935-м учреждение вообще расформировали за ненадобностью. В 1937 г. в Аничковом открылся Дворец пионеров, самый большой в СССР. И надо сказать, эта институция и вправду была замечательным достижением советской власти. Сотни бесплатных кружков, энтузиастически настроенные педагоги, смешение детей из всех социальных слоев, летние экспедиции и походы. Особенно заметными были шахматный клуб Владимира Зака, подаривший городу и миру Виктора Корчного, Бориса Спасского, Марка Тайманова, Ларису Вольперт, Ирину Левитину, изостудия Соломона Левина, литературный клуб «Дерзание» Алексея Адмиральского, Театр юношеского творчества. Во дворец ходили Сергей Соловьев, Юрий Тюкалов, Борис Шатков, Олег Протопопов, Станислав Жук, Александр Городницкий,, Евгений Вензель, Виктор Топоров, Лев Додин, Жанна Прохоренко, Сергей Юрский, Наталья Макарова, Алиса Фрейндлих, Елена Образцова да и скромный автор этих строк. Сейчас это учреждение, переименованное во Дворец творчества юных, производит по-прежнему довольно бодрое впечатление. Кружки функционируют. Днем работает одна из лучших городских школ Аничков лицей – это государственная общеобразовательная школа: один девятый, два десятых и два одиннадцатых класса. Среди учителей 2 доктора наук, 12 кандидатов. Половина из 313 выпускников – студенты Санкт-Петербургского государственного университета.

Кабинет императрицы Александры Федоровны в Аничковом дворце, 1853 г. Л. Примацци




№7 май 2003