 |
Мариус Петипа |
В 1738 году в Зимнем дворце открылась «Танцевальная Ее Величества школа», где 12 девушек и 12 юношей учились искусству балета у французского учителя танцев Жана-Батиста Ланде. Петербургское театральное училище (так оно называлось с 1779 года) готовило драматических артистов, певцов и балетных танцовщиков для императорских театров. Довольно быстро выяснилось, что императорская сцена не слишком нуждается в специально выученных драматических и оперных актерах: первые поступали из любительских кружков и провинциальных антреприз, певцы-самородки проходили школу церковных и народных хоров. А вот балетным без специального тренинга – невозможно. Балет – имперское искусство, в XIX веке постановочные затраты на балетный спектакль достигали астрономических размеров. Только сильные монархии могли позволить себе тратить деньги на такое элитарное зрелище. Вначале центром мирового балета была бурбоновская Франция, а после революции королевские балетмейстеры перекочевали в Петербург. Традиции российского балета заложили Шарль Дидло и Мариус Петипа, большинство прима-балерин тоже были иностранками, по преимуществу итальянками (Цукки, Тальони).
|
|
И только в царствование Александра III ученицы Иогансена и Легата – Кшесинская и Преображенская, а потом выращенные Фокиным Павлова, Карсавина, Спесивцева– и Нижинский сделали петербургский балет действительно русским. Советская империя с 1930-х гг. признала балет важным и престижным зрелищем. И хотя часть балетмейстеров и артистов с Театральной улицы (ныне Зодчего Росси) оказалась за границей (собственно, все вышеперечисленные, да еще и Баланчин), оставшиеся педагоги во главе Агриппиной Вагановой довольно быстро восстановили петербургский балет в его всемирной славе. Правда, Уланова, Семенова, Семеняка, Чабукиани перекочевали в Большой театр, зато в Ленинграде оставались Дудинская, Вечеслова, Сергеев, Зубковский, затем Шелест, Макаров, Кургапкина, Колпакова, Осипенко, Мезенцева, Комлева и бежавшие на Запад к пущей рекламе Ленинграда Барышников, Нуриев, Макарова. В 1990-е годы Мариинский балет, пополнившись недавними выпусницами Вагановского училища Лопаткиной, Захаровой, Вишневой и Павленко, стал лучшим балетным театром страны, а патриоты думают, что – и мира.
 |
Н. М. Дудинская |
|