Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №3 (85) март 2010
На карту

КАТАЛОГ: КОНИ И ПОНИ


Позеры

Маленькая постройка в саду за Академией художеств, похожая на оранжерею, – батальная мастерская. Ее еще в XIX веке устроили отдельно: не таскать же лошадей позировать будущим баталистам по лестницам дворца искусств.




1. Шетлендский пони Мальвина 2. Капризница, она же Чуня, на фоне мастерской 3. Башкирская кобыла Лебедушка позирует будущим скульпторам 4. Англо-буденновская кобыла Юхра 5. Хозяйка конюшни Ксения Далецкая с питомцами 6. Руководитель мастерской батальной живописи Владимир Загонек за работой


Батальная мастерская. 1912 год


   
Н
ебольшая конюшня была у баталистов с самого начала, хотя недостатка в четвероногих натурщиках XIX век не испытывал. Независимое же положение мастерской по отношению к главному казенно-величественному зданию и в советское время воспринималось как гарантия некоторой творческой свободы. Не случайно в этих стенах развился своеобразный советский экспрессионизм Евсея Моисеенко, руководившего мастерской в 1970-е годы.

Вот только лошади постепенно исчезли из города. Последняя война показала неэффективность кавалерии, а затем вышла из моды и конная милиция. По воспоминаниям нынешнего руководителя мастерской Владимира Загонека, в 1980-е каждый привод лошадей на сеанс превращался в праздник. В последние годы лошадь вернулась в город, но лишь как элемент туриндустрии, вроде Петров Первых, дам в кринолинах или медведей. Некоторым из этих трудяжек повезло на старости лет попасть в возрожденную в 1990-е академическую конюшню – нечто вроде старинных пенсионерских стойл при императорских резиденциях. Хозяйка конюшни Ксения Далецкая, в прошлом сама ваявшая лошадей, проявляет о них трогательную заботу. Сейчас при мастерской живут четыре кобылы нелегкой судьбы, все в возрасте – таких проще рисовать. Самую молодую лошадь продали цыгане: их тоже коснулся кризис, не на что кормить. А еще в конюшне живут пони: Шаман, понуро ковыляющий на трех ногах, и его детки – мохнатые жеребята ростом с собаку. Несмотря на хромоту, Шаман успешный пони-производитель, помогающий конюшне выживать за счет своих потомков. Иногда посетители сада с детьми возмущаются видом «больного животного», но Шаман словно доказывает им, что и он имеет право на жизнь и свое – лошадиное – счастье. И.С.




Журнал Хроника Надзиратель
№3 (85) март 2010